Октавиап ГИБУ, Румыния:
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ОНИСИФОРА ГИБУ
Столь высокая цель нынешнего форума побудила меня ознакомить его участников с инициативой 70-летней данности, практически неизвестной нашим современникам, которая исходит от Онисифора Гибу - преподавателя Клужского университета, философа, историка и активного поборника идеи о братском сотрудничестве между всеми народами мира независимо от цвета кожи, вероисповедания и политических взглядов. Как член правления румынского отделения Всемирного альянса за братство пародов через Церковь, великий румынский педагог н ученый разработал новую формулировку, всего в 15 предложениях, основных и приемлемых для всего мира принципов "общечеловеческой межнациональной религиозной этики". Ее текст Онисифор Гибу представил в 1925 году вышеупомянутому Альянсу в качестве предложения к обсуждению и усовершенствованию с последующим проведением в жизнь. По неизвестным причинам инициатива не привела к желаемым автором результатам. Спустя почти 40 лет, О. Гибу вновь возвращается к ней, направив текст ''этики" в ЮНЕСКО в сопровождении меморандума, в котором просит эту организацию создать церковное отделение, которое взяло бы па себя проведение в жизнь в мировом масштабе концептов надконфессиональной религиозной этики, естественно, после широкого их обсуждения и усовершенствования.
Из-за нестабильности политического положения румынского педагога в тот период в результате его отстранения режимом, установившимся в Румынии после 1945 года, от работы в университете, в создании которого ему принадлежала ведущая роль, а также из-за того, что он был политическим заключенным, и все его работы были запрещены, предложение Онисифора Гибу не нашло понимания и поддержки в Румынской комиссии ЮНЕСКО - организации, которая позже, в 1983 году, включила его имя в свой календарь по случаю столетия со дня его рождения.
Форум, проходящий сегодня в Кишиневе, является хорошим поводом для возвращения к предложениям, выдвинутым Онисифором Гибу в 1925 и 1964 годах. Предлагаем вашему вниманию полный текст меморандума от 23 августа 1964 года, адресованного ЮНЕСКО и опубликованного во втором томе ''Вызова па суд истории" /О. Гибу, Бухарест, Изд. "Албатрос", 1993/. К Меморандуму прилагались "15 предложений о религиозной этике", которые нам надлежит обсудить, улучшить и затем ввести в широкие круги современного мира как эффективный инструмент воспитания будущих поколений в духе взаимопонимания, мира и доверия между всеми пародами мира. Примечания и комментарии принадлежат автору данного реферата.
Итак, вот полный текст документа:
XXX. МЕМОРАНДУМ, АДРЕСОВАННЫЙ ЮНЕСКО,
И ПРИНЯТИИ В КАЧЕСТВЕ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАДКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ
РЕЛИГИОЗНОЙ ЭТИКИ В 15 ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Сибиу, 23 января 1964 года
МЕМОРАНДУМ ПО ВОПРОСУ О ПОЛНОМ РАЗОРУЖЕНИИ, КОТОРЬМ
ДИПЛОМАТЫ, ВОЕННЫЕ И ПОЛИТИКИ НИКОГДА НЕ СМОГУТ
РЕШИТЬ ПРИМЕНЯВШИМИСЯ ДО СИХ ПОР МЕТОДАМИ -
НЕОБХОДИМО ЕЩЕ ЧТО-ТО, БЕЗ ЧЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НЕ ДОСТИЧЬ
ПОДЛИННОГО МИРА
Единство человечества нашло в определенной степени выражение в ООН. Однако только с политической и экономической точек зрения, но не духовной. Этот пробел частично восполняет ЮНЕСКО, которая делает упор на воспитание, науку и другие духовные сферы.
Но духовное единство человечества ~ проблема гораздо более сложная и топкая, чем экономическая и политическая. Исходить нужно из того, что люди, независимо от цвета их кожи, от их эволюции во времени и пространстве, являются мыслящими существами, от природы наделенными равными способностями. Благодаря воспитанию негр может достичь столь же высокого уровня культуры, как и самый изысканный и образованный европеец.
ЮНЕСКО занимается просвещением, борется с неграмотностью. Но обучение грамоте - это вопрос простейшего внешнего проявления культуры. Быть грамотным - это еще не значит быть культурным, это лишь средство достижения культуры. ЮНЕСКО должна бы заниматься культурным содержанием человечества, а не только вопросами цивилизации.
У каждого народа своя культура и чем примитивнее она, тем глубже и подлиннее отражает характер данного народа - она является "золотым фондом" народа.
Религия наиболее полно и достоверно выражает культуру народа. Полнее, чем право, философия, наука, техника или столь распространенный сегодня спорт. Религия не ставит перед собой цель притеснять эти сферы, она стремится поднять человечество над ними, одухотворяя их.
Материализм не решает сложных проблем жизни, он не может претендовать па монополию на нею жизнь человечества.
Религия - самая благородная поэзия и философия. Как человек не может жить без искусства и без философии, точно так ему не прожить без религии. Но ему угрожает опасность попасть в сети различных суеверий, магии.
Папа
Иоанн XXIII положил
начало работы в данном направлении, по этого слишком
мало, так как исходный пункт, от
которого он отталкивается, изжил себя. Католицизм,
сколь бы славными и величественными ни были его традиции, сегодня не
может более взять на себя удовлетворение всех потребностей человечества. Не
надо забывать, что христианство в целом за 2000 лет своего существования смогло
завоевать лишь четвертую часть населения земного шара. Речь не идет о попытке противодействовать католицизму - он еще,
несомненно, являет собой большую силу в мире, по факт остается фактом:
католиками является лишь часть /не более 20 процентов/ человечества. Речь идет о новой формуле для
грядущего поколении, которая установила бы между людьми мир и согласие
не через разоружение: в замысловатом понятии
дипломатов, политиков, экономистов и военных, а в результате воцарения мира
в душах людей, мира, основанного на самых высоких чувствах и идеях, выработанных человечеством на протяжении его
многовекового развития.
Обращения Папы не могут решить глобальной проблемы. Не может этого сделать ни антикатолическое экуменическое движение. После того, как Азия и Африка сбросили с себя колониальное ярмо, проблемы нельзя более рассматривать в рамках отживших европейских или американских концепций. Межконтинентальные барьеры пали навсегда, и возникла необходимость в повой мировой политике не только социального и экономического порядка, но - и это прежде всего - культурного, духовного характера. Односторонняя материалистическая концепция не может самостоятельно решить глобальные проблемы человечества, напротив, она способна их сильно скомпрометировать. Легко бросить в огонь Библию, но крайне трудно предложить взамен ее что-то более ценное. На глазах нынешнего поколения произошли события и поступки, из которых извлечены устрашающие уроки. Кем были четверть века назад Муссолини, Гитлер, Сталин? И не был ли последний провозглашен величайшим гением всех «времен в философии, политике, военном деле, лингвистике, экономике и т.д. и т.п.? Не был ли Краткий курс истории партии провозглашен новой Библией трудящихся всего мира, и не были ли преданы огню вес древние священные книги? И что сегодня представляют собой эти две библии нового времени Майн кампф и история большевистской партии? Никто не знает, где разбросаны бренные останки Гитлера, а тело Сталина вынесено из Кремля спустя лишь 10 лет после его смерти. Их псевдобиблии преданы забвению. Как и их имена. Падды их земного труда не выдержали испытание временем даже в течение одного столетия, в то время как религии, возникшие одновременно с народами, никому не удалось, к счастью, сдвинуть с места - даже самым страшным человеческим ураганам.
ЮНЕСКО должна глубоко осознать великое веление времени и сделать то, что одним Папам не под силу, поскольку над ними довлеет балласт традиции, со всем хорошим и плохим, что есть и этой огромной силе. Создать отделимые по религии, собрать вместе представителей всех религий мира - христиан, иудеев, буддистов, мусульман, брахманов, синтоистов, индуистов и других, создать им все возможности для исследований и подготовки конкретных предложений с целью мобилизовать весь мир на выработку новой религии, превосходящей по своей сущности все ранее существовавшие.
Нынешнее человечество способно через своих лучших сынов, избранных и вдохновленных Богом, сотворить для себя Новую Духовную Библию, которая объединила бы всех сынов Божиих, независимо от языка, цвета кожи и священных традиций /которые они могли бы и впредь развивать свободно и беспрепятственно/ вокруг единой и величественной идеи, основанной па благородных принципах любви, братства, труда, борьбы и самопожертвования. При нынешних возможностях, достигших высочайшей степени совершенства благодаря радио, телевидению, кибернетике, ядерной энергии, космонавтике, а также грядущим завоеваниям человека, легко решаются проблемы, некогда казавшиеся людям не просто утопией, а умопомешательством. Поэтому сегодня недостаточно достичь головокружительных, на первый взгляд, рекордов в освоении космоса /поистине, смешная презумпция для человека наших дней, возомнившего себя столь сильным и передовым лишь потому, что ему удалось "завоевать" миллиардную частицу Вселенной!/, необходимы не в меньшей мере достижения в духовной сфере, и не просто интеллектуальной, а в нравственной.
Отделение но религии ЮНЕСКО работало бы рука об руку с философским и научным отделением, концентрируя свои усилия на подготовке нового Катехизиса, новой Библии, несравненно большего значения чем Декларации прав человека 1789 или 1948 годов, которые лишены самого главного, без чего нельзя стать новым Кредо человечества — они лишены исконности, преданности, любви, святости. Здесь я провожу параллель между принятой ООН Декларацией прав человека, как документом чисто правовой направленности, и 15 новыми заповедями религиозного характера, скомпилированными в первой редакции /которые могли бы быть радикальным образом доработаны ООН/ автором этих строк, единственная заслуга которого лишь в том, что он позаимствовал почти все содержание из других книг, приспособив его для достижения поставленной перед собой цели. Любой искренний человек должен признать, что этот предложенный мной Катехизис, в гораздо большей степени отвечает высшим устремления человечества, чем Декларация прав человека, лишенная, как, впрочем, все законы, все уголовно-гражданские или коммерческие кодексы, тех струн, которые затрагивают и возвышают душу. В одном из документов властвует буква, и другом - дух.
Я позволил себе выйти с этим предложением в ЮНЕСКО, будучи твердо убежденным в полной созвучности с моим великим предшественником Коменским, который более трех столетий назад ставил счастье человечества в зависимость от трех организаций...
Какая жалость, что голос Коменского столько столетий раздавался в пустыне. Я чувствую себя обязанным подхватить его идею и приспособить ее к нынешним условиям.
Прошу донести это предложение до руководства Объединенных Наций и предоставить мне возможность самому выступить в защиту своей идеи на очередном заседании ЮНЕСКО, с документально изложенными аргументами и четко составленным планом работы.
ОНИСИФОР ГИБУ (1883-1972 г.г.) - великий румынский педагог, преподаватель и основатель Клужского университета, автор концепции необходимости создания педагогики, определяемой историей, потребностями и характерными особенностями румынского народа.
Празднование столетия со дня его рождения было включено в календарь ЮНЕСКО на 1983 год. Онисифор Гибу - автор более 100 работ, вышедших в сборниках, и 1500 исследований и статей, опубликованных в периодических изданиях. Отстранен от работы в университете и исключен из политической жизни в 1945 году навязанным Советами правительством, пережил два тюремных заточения как политический узник, что не помешало ему до последнего дня своей жизни открыто высказывать свое критическое отношение в многочисленных работах и меморандумах, адресованных румынским властям и международным организациям. Часть этих работ, представляющих несомненную историческую ценность, опубликована в вышедшем в 1993 году в Бухаресте двухтомнике "Вызов на суд истории" ~ уникальном труде на всем пространстве, находящемся под советским влиянием.
Среди обращений Онисифора Гибу в международные форумы был и Меморандум, адресованный ЮНЕСКО в январе 1964 года в связи с вопросом обеспечения мира. В Меморандуме он предложил ЮНЕСКО вынести на обсуждение его точку зрения относительно необходимости принятия всем человечеством принципов надконфессиональной этики - принципов, вокруг которых объединились бы пароды иеаавимимо от того, какую религию они исповедывают.
Возможно, настал момент, чтобы эти принципы были
освоены и распространены во всем
мире, на благо всего человечества.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
НАДКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА В 15 ПРЕДЛОЖЕНИЯХ,
которая
может достичь того, что неподвластно самым раз-
ным
международным конференциям. Эти принципы могут
составить
сегодня и в будущем новую библию человечества.
Общечеловеческая надконфессиональная религиозная этика проповедует:
1. Единство человеческого рода; у нас один Отец - создавший нас Бог.
2. Общечеловеческая надконфессиональная религиозная этика призывает; "Возлюби ближнего своего, как себя самого" и рассматривает этот закон любви между людьми как основной Закон религии. Следовательно, она запрещает любую вражду, ненависть, жестокость по отношению к кому бы то ни было, независимо от национальности человека и религии, которую он исповедует. Она призывает к справедливости и порядочности, осуждает всякое проявление несправедливости и особенно нечестности в торговле и в нравах, любой обман, любую попытку воспользоваться чьей-то бедой или неопытностью ради собственной корысти, любую попытку эксплуатации себе подобных.
3. Этика проповедует: уважай жизнь, здоровье, силы и имущество ближнего, защищай его права от посягательств третьего лица. Этика осуждает нанесение ближнему какого-либо урона ~ будь то силой, хитростью или любым другим незаконным способом, присвоение его имущества и благ, а также запрещает оставлять ближнего без помощи перед лицом угрозы нападения.
4. Этика требует считать священным достоинство ближнего, как свое. Следовательно, она осуждает любое унижение ближнего, злословие в его адрес, издевательство и оскорбление.
5. Этика призывает соблюдать религиозные убеждения других. Следовательно, она запрещает осквернение или неуважение религиозных обрядов и священных атрибутов другой веры.
6. Этика призывает быть милосердным по отношению ко всем: одеть раздетого, накормить голодного, обиходить больного, утешить опечаленного. Иными словами, она осуждает безучастного к чужому страданию и беспокойство лишь о собственном благе и о благе своих родственников.
7. Этика наказывает почитать труд. Каждый на своем месте должен внести вклад в деятельности сообщества собственным физическим или умственным трудом, искать и обретать и труде счастье и смысл жизни..Иными словами, этика призывает к активному формированию и применению наших сил и способностей, запрещает тунеядство и лодырничество, лень, основанную на эксплуатации других.
8. Этика призывает всегда говорить, не колеблясь, правду, так, чтобы "да" действительно означало "да", а наше "нет" было действительно "нет". Следовательно, она осуждает любую фальшь, ложь, лицемерие и притворство.
9. Этика призывает к смирению перед Богом и к скромности перед людьми. Иными словами, ома осуждает чванство, заносчивость, тщеславие, наглость и умаление чужих заслуг.
10. Этика призывает нас к согласию и пониманию, снисходительности, доброжелательности. Иными словами: зло следует заменить добром. Лучше самому испытать несправедливость, чем проявить ее по отношению к другому. Этика осуждает зависть и желание оставить противника без помощи.
11. Этика проповедует целомудрие, нравственную чистоплотность, святость брака; иными словами, она запрещает распутство, невоздержанность, любое покушение на семейные узы.
12. Этика призывает к сознательному соблюдению законов государства, уважению к властям. Следовательно, она осуждает неповиновение законам государства и любые попытки его обойти.
13. Этика призывает способствовать благу ближнего, помогать индивиду и коллективу в меру своих сил. Следовательно, она осуждает любое праздное безразличие к общественному благу и эгоистичное устранение от деятельности общественных институтов, созданных в целях оказания помощи человечеству и его облагораживания.
14. Этика призывает любить родину и ради ее чести, процветания и свободы не жалеть свое добро, кровь свою.
15. Общечеловеческая надконфессиональная
религиозная этика призывает: освящать
имя Господа Бога своими каждодневными деяниями, способствуя тем самым
приближению того дня, когда все люди объединятся в любви к Богу, к ближнему своему и всему человечеству.
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
1. Помимо этого текста, переданного, кажется, Румынской комиссии ЮНЕСКО для последующей передачи в центральные органы правления организации, сохранились /в Фонде О. Гибу, инв. 1836, дс. 647, в Бухарестском государственном архиве/ и другие документальные попытки автора улучшить деятельность ЮНЕСКО; концепт меморандума, датированного также 1964 годом и адресованного председателю Румынского отделения ЮНЕСКО, посвященного необходимости пересмотра сталинской идеологии при содействии ЮНЕСКО, а также текст другого меморандума, непосредственно обращенного ЮНЕСКО, с призывом принять меры по введению изучении Закона Божиего во всех школах мира.
2. Вариант этих "предложений" разработан автором в 1925 году, во время членства во Всемирном альянсе за братство народов через Церковь. Как педагог и воспитатель, он посчитал своим долгом вновь предложить их, на этот раз Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, надеясь найти понимание. Если при тех обстоятельствах Румынская комиссия ЮНЕСКО не разделила и не поддержала его концепцию и предложения, то их следовало бы вынести сегодня на обсуждение высокого международного форума при помощи посла Румынии при ЮНЕСКО.
3. Под словом "этика", используемого здесь и далее как сокращение, читатель должен подразумевать полную синтагму "Общечеловеческая надконфессиональная религиозная этика".
4. Копия в семейном архиве.
Возможно, самой судьбе было угодно распорядиться
так, чтобы этот философский и
религиозный документ, выработанный преданным демократом, борцом за мир во всем мире и понимание меЛду пародами,
нашел свое признание именно в Кишиневе,
который автор любил и которому сохранил преданность до своего последнего часа.
[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]