Раду Константин МИРОН,

священнослужитель, Германия.

 

АПОСТОЛ   ПАВЕЛ   И  САМОУНИЧТОЖЕНИЕ

 

1. ТИЛЬ УЛЕНШПИГЕЛЬ ИЛИ МИРОВОЕ ДУХОВЕНСТВО

В Германии, где я живу, часто можно услышать различные истории о легендарном Тиле Уленшпигеле. Позвольте мне, уважаемые присутствующие, начать свое выступление пересказом одной из них. Прибыв как-то ко двору государя, который как раз собирался провести перепись населения, чтобы среди прочих вопросов установить и наиболее распространенное занятие в стране, сметливый Тиль предложил свои услуги в этом деле. Правитель согласился и дал ему на это три дня срока. Но на второй день, когда по сути Уленшпигель должен был начать перепись, он вдруг появился с перевязанной платком щекой, плача и стеная от нестерпимой зубной боли. До последнего срока, отведенного для переписи, его можно было видеть то тут, то там, всегда в окружении людей, которые сочувствовали ему и всячески выражали свою жалость, давали советы и даже приносили целебные травы, снимающие зубную боль. Государь, как и все правители, сразу же узнал о происходящем в народе; он понял, что Тиль провел его, но из любопытства решил подождать и посмотреть, найдет ли в себе Тиль мужество и явится ли перед ним в назначенный срок. Тот явился. И после того, как господарь предложил ему какую-то настойку, снимающую столь явную зубную боль, Уленшпигель сорвал платок и сказал: ''Спасибо, государь, за лекарство. И позволь сообщить тебе, что наиболее распространенное ремесло в твоей стране - это врачевание. Я убедился в том, что все жители твоей страны, от последнего нищего и до Вашего Величества, являются специалистами в медицине".

Что-то подобное происходит и с теологией. Мы привыкли к мысли, что все мы - специалисты в области теологии. Особенно в нынешние переходные времена мы убеждены в том, что не только вправе, но и обязаны заниматься богословием.

Толкуем Библию, пытаясь найти в ней решения проблем, вопросов и бед нашего времени.

С одной стороны, мы правы - не возлагает ли сам Новый Завет на нас, тех, кто крещен, огромную ответственность: "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" /1 Петр. 2,9/. Христианское духовенство отличается от священнослужителей Ветхого Завета именно тем, что все верующие стали "священниками Бога и Христа" /Апок. 20,6/. Следовательно, существует посвящение в священство всей Церкви, передаваемое через Таинство Крещения и миропомазания[i].

С другой стороны, мы находимся и большой опасности – изолируем Библию от ее истоков. Мы позабыли истину: не Церковь является результатом Библии, а Библия, соответственно, Новый Завет, является книгой Церкви. Понимаем ли мы, что было такое время - короткое, разумеется, для двухтысячелетней истории Церкви, когда Церковь существовала, а Новый Завет - нет? Первые христианские общины еще жили тогда под руководством очевидцев воплощенного Божественного Откровения. Еще были живы те, кто мог сказать; "о том, что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами" /1. Иоан 1,3/.

Именно к этим общинам обращается святой Апостол Павел - автор первых книг Нового Завета. И было это, – с исторической точки зрения, в переходный момент от устной традиции первых христианских общин к традиции письменной. Мы к этому вернемся чуть позже, а сейчас хочу обратить внимание на значение этой традиции в Православной Церкви. Сам апостол Павел писал: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" /2 Фее. 2,15/. Традиция предшествовала Писанию, откуда и значение ее.

Действительно, мировое священство обязывает каждого из пас четко придерживаться принципа традиции, который отражает не только содержание посланий апостолов, но и способ их передачи. "Традиция - это не второй источник Откровения, помимо Священного Писания, а его непреходящие принцип, критерий и среда. Библия и Традиция образуют единую ткань, это две нити крепкого каната, а не два следовавших друг за другом звена одной цепи"[ii].

Вернем же теологам теологию, иными словами - вернем Церкви апостола Павла!

 

2. НЕИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ

Апостол Павел - единственный писатель мировой литературы, который оставил нам лишь несколько посланий. Никаких романов, никаких новелл, никаких других литературных жанров. Зато нам известны многие его биографические данные, почерпнутые именно в его посланиях. Саул из Тарса родился году в 5-м году после Рождества Христова, преследовал первую христианскую общину, позже становится Павлом, апостолом пародов. Впервые упомянут в Деяниях Апостолов /7,58/ , когда присутствовал при избиении камнями Св. Степана. После явившегося ему видения по пути в Дамаск, (описанном также в Деяниях, гл. 9 и 22, которое означает его обращение в веру Христа, неимоверным усилием берет па себя ответственность миссионера и неустанного проповедника молодой Церкви. Во время трех миссионерских путешествий, за которым последовало и путешествие в качестве пленного, он обошел почти все страны и провинции восточного регионе Средиземноморья. Основывает первые христианские общины в Малой Азии и Европе. Кроме того, он оставил 14 своих Посланий, включенных Церковью в канонические книги Нового Завета и обращенных к верующим Рима, Коринфа, Фессалоники, Галатии, Ефеса, Филлипы, Коллосы, к своим ученикам Тимофею, Титу и Филимону, а также к своей родной общине - Послание к Евреям.

Апостол Павел - единственный писатель в мировой литературе, читаемый и цитируемый во всем мире, Во всех православных монастырях, а также в римско-католических служат Божественную Литургию ~ святую драму истории нашего избавления, тайну Воплощения, Распятия, Воскресения и, опережая событие, ~ Второго Пришествия Избавителя нашего Иисуса Христа. И Священная Литургия немыслима без апостольского фрагмента, чаще всего одного из посланий Святого Апостола Павла. Следует задуматься над этим уникальным фактом: вот уже около 2000 лет (а документальное присутствие в церковных ритуалах апостольских посланий засвидетельствовано с. ранних времен) в любом уголке страны зачитываются послания, которые па первый взгляд вроде обращены к каким-то местным обшинам Рима, Коринфа или Фессалоники... Деды и прадеды наши выросли па тех посланиях, слушали их каждое воскресенье, "вкусивших благого глагола Божий" /Евр. 6,5/, ощущая потребность "учить первым началам слова Божия" /Евр. 5,12/.

Послания Павла читаны и перечитаны, и не так, как читается газетная статья или административное распоряжение: они распеваются отцами церквей наших и благочестивыми монахами монастырей этой благословенной части земли. Эти послания придали жизни наших предков ритм и порядок; тот ритм, что необходим для размеренной жизни, тот порядок, который делает человека человеком, а не волком.

Сегодня, кажется, мы лишились того тайного внутреннего покоя. Ритм нашей жизни не подчиняется более литургическому времени. Мы убеждены в том, что не в состоянии сами построить свое будущее, поскольку еще не перешагнули советский прометеизм. Мы, дети своего времени, попытались обмануть традиции, связывавшие пас в духовной общине, и сделали ложный выбор на перепутьях, о которых так мудро говорит маэстро Друцэ, отдав предпочтение ритму хаоса, отчуждения от древних наставлений. "Azi, Doamne, nimeni nu mai cinsteste cuvantul, asa cum se cinstea el odata"[iii].

Лишь возвращение к посланиям апостола Павла - распеваемым, прославляемым на протяжении веков денно и нощно при свечах и лампадах в наших церквах, способно вернуть ощущение полной отдачи верному выбору, смыть коросту обмана, избавить от поклонения лжеидолам. Иначе мы рискуем лишиться, после того как отреклись (добровольно или принудительно) от стольких духовных благ, рискуем, говорю, лишиться и души, которая в пас еще осталась.

 

3. ТРАДИЦИЯ ИЛИ ИЗМЕНА?

Апостол Павел - писатель, творящий в переходный период. Римская империя, в состав которой вошли почти все известные и населяемые страны, начал преобразовываться, Священная Страна, частично уже оккупированная римлянами, находилась накануне полного захвата и разрушения города Иерусалима, жители которого — евреи ~ будут разбросаны по всему свету. Но не только с политической, но и с культурной точки зрения эпоха, в которой жил, творил, путешествовал и умер Павел из Тарса, является периодом переходным. Новые культы и религий возникают и распространяются в языческой и политеистской империи. Путь этим новым течениям облетало наличие великих имперских дорог, связывавших самые отдаленные провинции со столицей, и постоянное перемещение римских войск. Таким образом персидский культ Митраса, к примеру, смог проникнуть до римской колонии Агрипиненсис, которая сегодня является городом Кельн…

Мы же сегодня к чему пришли? Булыжную мостовую на "Via Egnatia" или на "Via Appia" сменили современные "highway ", пришел прогресс информатики и за долю секунды идеи могут облететь весь шар земной. Ничего не остается сокрытым, никто не остается вне информационного ноля. Мы хвалимся крепкими связями друг с другом, но одновременно констатируем, что изоляция человека становится все глубже, все сильнее, все ощутимей. Человек не является — в перспективе православной теологии — индивидом, то есть последней и самой маленькой частицей (которую разделить дальше нельзя /individum/) аморфной массы. Человек – личность, поэтому он нуждается в общении, чтобы оставаться человеком. И субъектом общении для него является прежде всего Создатель, затем ближний, который дает ему жизнь "в сообществе", подлинную и аутентичную жизнь.

Чтобы тебя читали каждый день - это ли не мечта каждого писателя? Но Павел сам себя считает "наименьшим из Апостолов" и недостойным /1 Кор. 15,9/. Подобно иконописцу, который не подписывает свое произведение, зная, что это лишь "трость скорописца" /Пс. 44,2/, Апостол не ищет новые решения, собственные, а подчиняется столь древним традициям своего народа, воспевая и превознося Бога Авраама, Исаака и Иакова, воплощенного в Сыне Божьем, в лице Иисуса Христа. Подчиняется традиции, одновременно стан отцом новой традиции, живущей по сей день.

Те же глиняные идолы завлекают пас и сегодня, как и во времена великого учителя, но у нас щит. который нам вручил Св. Павел в качестве помощи. Митрас, только и других одеяниях, приглашает последовать за собой; его расчет строится па статистике, договорах и идеологиях. Не один Митрас, а сотни Митрасов тянут свои руки к нам, радуясь очередной попой душе, попавшей в их позолоченные сети - сети обмана, сети рабства и отсутствия достоинства.

 

4. АКТУАЛЬНА ЛИ МОРАЛЬ ПАВЛА СЕГОДНЯ ?

Каким могло бы быть обращение Св. Апостола Павла к   нам сегодняшним? Часто спрашиваю себя, какая часть   посланий Павла могла бы стать квинтэссенцией его проповедничества? Есть ли такой фрагмент, который сохранил свою актуальность для нас, люден, для  семьи, общества, Церкви? Для меня лично эта  квинтэссенция заложена в псовом послании Павла к Фессалоникийцам;

"Всегда радуйтесь.

Непрестанно молитесь.

За все благодарите: ибо такова о вис воля Божия   по Христе Иисусе.

Духа не угашайте.

Пророчества не уничижайте.

Вес испытывайте, хорошего держитесь.

Удерживайтесь от всякого рода зла"[iv].

Трудно удержаться от соблазна проанализировать эти стихи один за другим , чтобы убедиться в том, насколько они актуальны. Но время, отпущенное на реферат, не позволяет это сделать. Потому ограничусь одним лишь примером. Я с большим вниманием прочитал новую Конституцию этой страны. Являясь священнослужителем, но одновременно и преподавателем православной религии о историческом лицее Лейбница в Дюссельдорфе, я особое внимание обратил на статью 35 Конституции, касающуюся образования. В 6 абзаце уточняется: "Государство обеспечивает в соответствии с законом свободу религиозного образования. Государственное образование носит светский характер[v]. Мни не совсем понятно, что означает здесь "в соответствий с законом и существует ли закон о религиозном образовании. Также не хотелось бы производить впечатление, будто мне ситуация знакома лучше, нежели местным жителям[vi]. Но мне хотелось бы поделиться с вами выводом, основанным на личном опыте работы в качестве преподавателя Закона Божьего.

Германское государство, жители которого в основном являются протестантами или католиками, решило помимо существующего уже религиозного протестантского, римско-католического и иудейского образования ввести и православное религиозное образование, хотя православные в Германии составляют лишь около 0,75 процента населения страны. Государство обязалось в соответствии со своей Конституцией[vii] обеспечить составление аналитической программы для православного религиозного образования, взяло на себя оплату уроков православной религии, подготовку кадров, решило признать этот предмет факультативным на экзаменах на звание бакалавра. Зачем осе это? Германское государство, которое является государством светским, не полюбило слепо православие. Оно поняло, насколько важно для молодежи Германии приобрести крепкие моральные и духовные устои. Оно отлично знало, что не все ученики, посещающие уроки Закона Божьего, станут святыми, но было убеждено, что юноши и девушки, получившие эту подготовку, будут отличаться не только своим культурным уровнем, но и интеллектуальными способностями, гражданским и моральным обликом. И хотя государство часто выступали против идеи "многокультурного" общества, оно усиленно поддерживает идею о религиозном образовании православной ориентации, поскольку не желает вырастить поколение людей без духовной родины.

Для меня основу религиозного образования выражают приведенные выше строки: "Все испытывайте, хорошего держитесь". Дадим же молодым хотя бы возможность испытать, потом им легче будет принять решение "держаться хорошего"!

Убежден, что схожие позиции разделяли и авторы Конституции Республики Мол дона, в частности, в отношении вышеупомянутой статьи 35. Эта часть света, пострадавшая "от чумы и голода, землетрясений и потопа, огня и меча, нашествий чужаков и братоубийственной войны"[viii], выжила именно потому, что знала и свято соблюдала "все хорошее и полезное для наших душ"[ix].

 

5. СЛЕЗА ДЕПУТАТА

Никогда не забуду, как летом 1991 года, спустя несколько недель после провозглашения независимости Республики Молдова, мне выпала честь быть переводчиком у первой делегации молодой Молдовы па приеме у руководителей Германии. Председатель комиссии по внешним делам Бундестага, принимая своего кишиневского коллегу и видя рясу переводчика, воскликнул, потрясенный до глубины души: "Значит, и вы христиане! Сейчас понимаю, что и вы являетесь частью Европы!" Позвольте мне поздравить вас с этим наследством! Как брат но крови хочу от всего сердца пожелать вам сохранить его нетленным! Разрешите в конце моего выступления приветствовать вас так, как апостол Павел завершал свои послания к созданным им общинам. Продиктовав послание как таковое, последние слова он писал от руки: "Мое, Павлово приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маран-афа. Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа с вами. Аминь" /1 Кор. 16, 21-23/.

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Разрешите поблагодарить г-на Мирона за его замечательное выступление. Очень сожалею, что г-жа Корня спешно уехала, иначе она бы сегодня еще раз убедилась в том, несколько глубоки корни идентичности в нашем народе. Хотя отец Мирон родился, вырос и воспитывался в Германии, послушайте, как прекрасно говорит он на языке древних Дойн. Несколько замечаний, все же, если позволите, я хотел бы сделать по поводу выступления г-на Мирона.

Сегодня во многих выступлениях доминирует тема преподавания религии в школах. По правде говоря, я тоже несколько огорчен и обескуражен тем, что новой Конституцией Молдовы не введено обязательное преподавание религии в школе.

Конечно, это огорчительно, но с другой стороны, если хорошо подумать, кто будет преподавать религию в школе? Где взять кадры, где найти тех христиан, которые несли бы детям дыхание библейских истин? Нашим церквам во многом присущи- грехи и беды Русской церкви, о чем тут так страстно говорил отец Георгий. Кроме того, почти все наши священники, если можно так выразиться, заочники, у них весьма слабая подготовка. Не говоря уже о том, что, живя в миру, на виду у всех, среди активно внедряющих рычаги новой экономики, сами священники тоже немало грешат. И уж если нам предлагается вести Слово Божье в школах священниками, которые сами являются не до конца верующими, то лучше подождать, полагаясь на то, что Господь сам призовет к Себе, кого Он найдет нужным.

 

Андрей ЗУБОВ - профессор Духовной Академии:

- Я преподаю в гимназии, где учатся мои дети, преподаю историю религии. Я считаю, что в настоящих условиях принципиально невозможно, чтобы в Конституции какой-либо из стран СНГ было записано обязательное религиозное обучение.

Дело в том, что там, "где Дух Господень, там свобода". Каждый человек свободно выбирает свой путь ко Христу или, к сожалению, от Христа. И когда ребенок мал, за него ответственны его родители. В смысле традиции крещения младенцев. Когда ребенок подрастает становится самоответственным, он сам выбирает свой путь. Я думаю, что необходимо дать полную свободу религиозному образованию. Но она, слава Богу, и ныне есть. Должны быть открыты школы, определенные курсы, нужны активные священники, но и они есть. Таких, я знаю, много. Но нельзя в государственной средней школе вводить обязательное религиозное образование. Можно преподавать только факультативно для тех, кто хочет. Наша гимназия так и сделала. 15% учеников, посещающих эти занятия, или верующие, или интересующиеся религией, остальные не посещают, и, упаси Боже, заставлять их это делать, тем паче сдавать обязательный экзамен. Та страшная ложь, которая была в Российской империи до революции, когда без справки от священника невозможно было служить в государственном учреждении или быть офицером в Российской Армии, ~ одна из причин, погубивших Россию. Как только после февральской революции была отменена система обязательного причастия, в русских традиционных православных войсках, находящихся па фронте в особых опасных условиях, число причащающихся снизилось до 13 %. Это было в 1917 году. И упаси Боже, нам сейчас повторять ошибки прошлого. Только свободное церковное образование может действительно привести людей ко Христу. Насилие над совестью обязательно отольется новым бунтом и новым безбожием.

 

Аркадий РОВНЕР, писатель, издатель:

- Я хочу подхватить культурологическую нотку, прозвучавшую здесь 2 дня назад в выступлении молодого богослова Александра Кырлежева. Он задал несколько вопросов, в частности, о том, каково наше культурно-историческое пространство? Где мы находимся в цивилизованном процессе? Как подчинить себе сегодня культурно-историческое пространство? На первый вопрос Александр Кырлежев ответил, ссылаясь на греческую философию, римское право и иудейскую целостность. На второй вопрос (где мы находимся в цивилизованном процессе?) ответа не было, но прозвучало 2 раза слово постхристианство. И, наконец, третий вопрос ~ можно ли подчинить себе культурно-историческое пространство? Я бы несколько модифицировал и спросил: можно ли влиять на культурно-историческое пространство? К этим трем вопросам я бы добавил еще один свой вопрос: кто воплощает в себе сегодня антицивилизационные силы или в ком воплощается антицивилизационный процесс? Задать вопрос иногда более важно, чем ответить на него. По крайней мере, иногда так же важно, так же существенно. Вопрос ~ это концентрация внимания, воли в связи с определенной проблематикой. Я не думаю, что я смогу ответить на все 4 вопроса. Но я хочу предложить определенную схему рассуждения, которая, может быть, подведет нас к пониманию нашей ситуации и работы апостола Павла.

Я хочу предложить отвлечься от нюансов и взглянуть па нашу историю как на чередование 2-х простых состояний: культуры и пустыни. Слова "культура" и "цивилизация" я беру здесь в их единстве, не разрывая, для простоты рассмотрения. Культура и пустыня. Я хочу взглянуть на эти два состояния в плане работы в культуре и в пустыне Божественного слова, премудрости, логоса. При таком рассмотрении культура представляет собой историческое раскрытие логоса, то есть его воплощение в религиозных и нравственных формах, формах искусства, философии, экономики и социальной стратификации. Пустыня ограничивает культуру, является ее антиподом. Однако пустыня - это не пустыня, не пустое место, не пустая комната. Пустыня - это физический и духовный зной и холод, жажда и голод, скорпионы, змеи, шакалы, нравственный упадок, дикость, это не просто отсутствие культивирования, а искаженное, ущербное подменное культивирование. Пустыня может выступать как симуляция культуры.

Интересно, что в Новом Завете тема пустыни и тема культуры постоянно находятся в центре внимания евангелистов и других писателей. Пустыня ~ это место встречи евреев с Богом, пустыня - это место, где "пали кости" спутника Моисея, и где воспиталось новое поколение тех, кто удостоился вместе с Иисусом Навином вступить на землю Обетованную (Евр. 3,8-17). Пустыня - это место, где молился, постился и был искушаем Иисус Христос (Мф. 4,1-10). Пустыня - место, где скитались "те, кого весь мир был не достоин", то есть праведники и святые (Евр. 11,38). Наконец, это место, где совершались чудеса: Иисус накормил 5 тысяч евреев 5 хлебами и двумя рыбами (Иоан. 6,31 и Мф. 14, 14-21).

В свою очередь культура выступает в Новом Завете в образах "дома', построенного на песке или на камне (Мф. 7,24-27), или разделившегося в самом себе (Мф. 12,25; Мк. 3,24; Лк. 11,17); "виноградника" (Мф.21, 28.41; Мк. 12,1-11), "Израиля" истинного, и ложного (Рим.9,6; 1 Кор. 10,18; Гал.4,21-31) и др.

Апостол Павел в свое время взрыхлял почву, такую же богом оставленную, заброшенную, какой она является и настоящее время.

Современный мир стал пустыней. Запущены пароды, страны, души. Христианская церковь находится в состоянии глубокого кризиса, она расколота на десятки несогласных между собой конфессий. Пустыня, в которой мы живем, заполнена лихорадочной деятельностью - все движется и суетится с утра до ночи и создается иллюзия насыщенности жизни. Но в глубине души мы ощущаем, как неудержимо расширяется пустыня в нас самих, в наших детях, друзьях, в обществе. В этой пустыне нужна особая стратегия и тактика для сохранения сверхприродного начала, который мы называем логосом, Божественной премудростью и Божественным словом. Это начало прописывает все, но органически раскрывается только в культуре, а в пустыне искажается, страдает, скрывается, чахнет. В пустыне существует только зерно логоса как память о прошлом и память о вечном. В пустыне нужно сберегать эти зерна, культивировать их, чтобы создать матрицы будущих культур, будущего роста и расцвета.

Апостол Павел, который трудился на заре христианства, также находился в ситуации социальной пустыни, создавая первые ячейки христианской парадигмы, распространяя идеи и принципы, которые легли в основу христианской культуры. Однако сегодня работа апостола Павла оказалась под угрозой, ибо весь мир оказался под угрозой. Вопрос о гибели стал актуальным не только для христианства, но и для всех других культур. Сегодня нельзя буквально повторить работу ап. Павла, потому, что мы снова находимся в пустыне, но уже по другую сторону западной культуры. Мы живем в мире; в котором нельзя игнорировать присутствие других религий, нельзя настаивать на исключительности одной религии, а другие отбрасывать как ложные. Религии не могут себе больше позволить смотреть друг на друга сверху вниз. Через 20 веков, прошедших после работы, проделанной апостолом Павлом, мы видим снова, что живем не только в христианском мире, что греческое слово "логос" имеет иное звучание на языках других религий, что другие религии имеют и исторический опыт своих откровений, и свои оригинальные и глубокие интуиции и концепции Божественного логоса. Я вовсе не являюсь адвокатом идеи механического соединения религий. Но думаю, что среди задач в преодолении новой пустыни на первом месте стоит задача внутреннего высветления, очищения как христианства, так и других религий ~ задача сопряжения религии и обращения их к Божественному логосу, для которого нет не только ни иудея, ни эллина, но нет также ни христианина, ни мусульманина, ни индуиста, ни буддиста.

Только па атом пути с благословения Божественного логоса и в результате долгой и трудной работы человека можно надеяться па преодоление сегодняшней пустыни. И только на атом пути можно надеяться, что удастся устранить или отодвинуть опасность самоуничтожения человека.

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Спасибо г-ну Ровнеру за очень интересное выступление. Похоже на то, что мы нащупываем интереснейшую тему - тему пустыни. Она действительно прекрасна и объемна, нам еще предстоит уяснить, чем человечество обязано пустыням. Слово нашему гостю из Румынии Октавиану Гибу.

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 



[i] Ион Брия, Словарь православной теологии, Бужарест, 1981 г., стр. 304.

[ii] Там же, стр. 381.

[iii] Ion Druta, Ruga Slavo-Latina, т. 4, стр. 475.

[iv] /1Фес. 5, 16-22/

[v] "Мониторул офичиал ал Републичий Молдова" №1, август 1994, стр. 11.

[vi] "Те, кто уехал в другие страны, должны помочь своей отчизне". Интервью в газете "Молдова суверанэ" от 26 августа 1992 г.

[vii] Статья 7, абзац 3. "Религиозное образование является обязательным в публичных школах, за исключением явно неконфессиональных школ. Независимо от права государства инспектировать уроки богословия преподаются в соответствии с принципами соответствующего культа. Ни один учитель или преподаватель не может быть принужден преподавать уроки религии против своей воли".

[viii] Молитва Литии

[ix] Святая Ектения

Хостинг от uCoz