13 октября 1994 г.

 

Игумен ВЕНЕДИКТ (КАНТЕРС),

кандидат богословия, Москва:

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭСХАТОЛОГИИ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА

Человека всегда занимал вопрос о том, что сто ждет в будущем. С разной интенсивностью, в большей или меньшей степени вопросы типа: "Что меня ждет в жизни?", ''Что будет со мной, моими детьми, страной, обществом?", а тем более завершение этих бесконечных "завтра" в вечной проблеме - конечен ли мир, что его ждет: катастрофа или преображение, волновали многих, порождая при этом самые всевозможные ответы и спекуляции.

Но наиболее обсуждаемыми и волнующими эсхатологические предвидения становились в те времена, когда человечество переживало кризисы, периоды переоценки ценностей, падения или изменения политических, идеологических и религиозных представлений, когда казавшиеся незыблемыми еще вчера системы и авторитеты рассыпались в прах, когда человек, терян веру в себя, начинал искать спасение в надежде, па будущее, одновременно испытывая перед этим будущим потаенный страх.

Духовная напряженность, падение нравственных принципов, равнодушное восприятие насилия, расцвет оккультизма, магии, колдовства, мистики, разрушающей человеческую личность, - нее это видимым образом роднит время апостола Павла с нашим веком, делая его при этом нашим современником.

Святому Апостолу Павлу во время его проповеди не раз приходилось реагировать на различные негативные проявления ожидания будущего, имевшие место среди членов церковных общин. Весьма популярными оказывались идеи быстрого явления конца истории, что вызывало, в свою очередь, полную потерю активности человека в его общественной или личной жизни. Следуя логике такой эсхатологии, которую можно назвать "эсхатологией упадничества', действительно незачем было жениться и обзаводиться семьей, бесполезным казалось заботиться о себе или ближних в расчете па будущее, если пас от Пришествия Господин отделяют дни, а, может быть, и часы.

Это было одной из причин, побудивших Апостола Языков развить стройную, с пастырской стороны подкрепленную практическими советами, систему эсхатологии.

Подобные же проявления "эсхатологии упадничества", к сожалению, часто проявлялись в церковной истории, приобретая иной раз непоправимые последствия. Можно привести некоторые примеры неразумного желания людей приблизить "День Господень''.

Практика самосожжения у старообрядцем XVII века, а также характерное для ряда старообрядческих толков ожидание Страшного Суди "во гробах", когда и определенный дет. ожидались Второе Пришествие, желающие спастись одичали саваны, ложились ч приготовленные ими же самими гробы. Сохранился специально написанный для подобных случаев гимн:

"Древян гроб сосновый,

Ради мене строен,

В нем буду лежати,

Труба гласа ждати,

Ангелы вострубят

Из гробов возбудят.

Я, хотя грешен,

Пойду к Богу па суд.

К судьбе две дороги,

Широки, долги;

Одна дорога -

Во Царство небесно,

Другая дорога -

Во тьму кромешну"

В XIV столетии еще сохранялось движение так называемых "гробовщиков", от которых и было заимствовано это песнопение.

(Цитата по ПИ. Мельникову. Андреи Печерский. Полное собрание сочинении, т.7, Спб.1909, 18).

Это глубокое и волнительное стихотворение есть смысл процитировать не только потому, что за ним стоит множество искалеченных мученических судеб, но и потому, что в нем мы находим почти дословный, воспринятый как призыв к конкретному действию, "народный комментарий" на Послание апостола Павла к христиаиам-фессалоникийцам. К сожалению, для себя и своих близких безвестный богослов понял в нем только одну "букву", проглядев основную цель великого писателя.

Список подобных, часто имеющих и трагические последствии для люден, искривленных пониманий эсхатологии великого Тарсянина можно было бы продолжить. Они часто пропагандируются и в наше время во множестве книг, брошюр и журнальных статей, претендующих быть выразителями православной догматики. Их отличительная черта, противоположная всему тому, чему учил на ату тему великий апостол, - это описание будущею в темных тонах, это запугивание людей перед наступлением грядущего века, попытки определения конкретных дат Второго Пришествия, требование при атом непосильной аскезы и бегства от общественной жизни.

При этом необходимо упомянуть и многочисленные, бессмысленные по содержанию и разрушительные дли общества и людей, доводящие нередко до сумасшествия и самоубийства спекулятивные использования эсхатологических ожиданий в ряде современных тоталитарных сект, чему недавно все были свидетелями на примере т.н. "Белого братства".

Как специальная тема, вопрос о роли т.н. фактора "задержки Второго Пришествии" в древней Церкви начал активно разрабатываться с начала нынешнего века и продолжается поныне, породив при этом огромное количество исследований. Ряд авторов считал, что желание древних христиан как можно скорее вступить в свет Царствия Божия было всеобъемлющим и определяло все остальные стороны их жизни. Другие специалисты-историки придавали этому фактору хотя и важное, но не столь господствующее значение.

Но на какую бы мы точку зрения не стали, факт остается фактом: тема ожидания Паруссии и подготовки к ней лейтмотивом проходит через весь Новый Завет, в том числе и через писания Корпуса Павла.

В целом у всех новозаветных писателей находим единый взгляд на эсхатологию. Разница прослеживается только в методе изложения и способе аргументации. Дееписатель Лука смотрит на будущее через призму деятельно освящающего участия Бога в исторических судьбах человеческого рода и прежде всего Церкви; для апостола Иоанна Богослова характерно раскрытие эсхатологических тайн в категориях настоящею времени; апостол Петр делает акцент на знамениях "последних дней"; эсхатология Евангелия от Матфея тесно связана с окончанием ветхозаветного откровения, видимым знаком которого явилось разрушение Иерусалимского Храма.

Соответственно и у апостола Павла находим свой, присущий только ему подход к этой "трудной" для его паствы теме.

Он сам отчасти разделял желание верующих увидеть во время своей жизни Грядущего на небесах Судию Вселенной (1 Фес.4,15: "...мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших"; 1 Кор. 15,51 "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но изменимся"). Но это желание скорейшей встречи с Тем, Кого он чудесно узрел в свете у Дамасских ворот (Флп.1,21: "для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение), не было для него бегством от проблем мира — он не призывал к непослушанию властям, в чем его часто пытались обвинить противники; он не желал изменения социальной структуры империи — он увещевал относиться к рабам как к братьям, не отменяя при этом института рабства (см. Филим. и Паст. послания) и сам же попросил суда у Кесаря. Будучи несемейным, он много внимания уделял теме семьи и воспитания детей, а из Пастырских посланий видно, какое большое значение он уделил социальной работе.

С другой стороны, то, что его читателям было трудно воспринимать тайну будущего, хорошо заметно из того, как он освещает эсхатологическую тематику. Это чисто пастырский подход - Апостол не ставит перед собой цель рассказать о картине Паруссии, как то часто делалось в апокрифической иудейской литературе того времени (ср. книгу Эноха). Апостол постепенно назидает и увещевает своих слушателей, предостерегая их от возможных ошибок, (см. "не хочу же оставить вас , братия, в неведении..." 1 Фес.4,13; "Итак утешайте друг друга сими словами.." 1Фес.4,18, см. 1Фес.5,11;2Фес.2,1)

Как справедливо было отмечено многими исследователями богословского наследия Великою Апостола - у пего нет отдельной части в общем учении, которую можно было бы так и озаглавить "Эсхатология". Своим ученикам он предлагает ряд практических пастырских советов-рекомендаций, отвечающих на вопрос "что делать, чтобы День Господень стал для них началом вечной радости?" Прежде всего - это Крещение, в котором человек умирает и соединяется со Христом (ср. Рим.), во-вторых - это участие в сакральной жизни Церкви (1 Кор.) и соблюдение при этом требований высокой личной и общественной нравственности. В этом соединении с Господом (1 Кор.6,17) и есть залог будущего, постоянного соединении с Ним на небесах ("так всегда с Господом будем" 1 Фес.4,17).

Таким образом, эсхатологии апостола Павла тождественна его антропологии он предлагает человеку правильную систему и духовный опыт жизни, которые приведут его, при условии его активного желания быть согласным с волей Божией, в соединение с Воскресшим.

Общеизвестен факт, что уже в допавловых писаниях (а первыми записанными памятниками Нового Завета являются именно его послании) в широком употреблении в церковных общинах были записанные небольшие литературные произведении. Это так называемая киригма Древней Церкви. В основном это были краткие символы веры или богослужебные тексты. Многие из этих свидетельств о первом богатом своде богословской мысли Древней Церкви сохранил и сам апостол Павел.

Богословская направленность древнехристианской киригмы была во многом эсхатологична по своему содержанию. Молитва - призывание древних христиан "Маранафа" - "Господь наш, приди" (1 Кор.16,22; 1 Петр.3,18; древний символ меры - "Иисус умер и воскрес" 1 Фес.4,14) или более пространный гимн тестемония о свидетелях Воскресения (1 Кор.15,3-7) свидетельствуют о оптимистичности ожиданий верующими дня Паруссии.

В первое время своей миссионерской деятельности апостол Павел никаких посланий не писал. И только в середине его второго путешествии появилась причина, побудившая его взяться за труд писателя, к которому он, но неси видимости, не был расположен, (ср. мнение о его Посланиях св. Апостола Петра: в них есть "нечто неудобовразумительное" 2 Петр.3,16), а именно: интерес христиан к проблемам вечности и будущего. Речь идет о двух его письмах к Фессалоникийской общине.

Обращает на себя внимание быстрота, с которой христиане этой македонском церкви стали проявлять интерес именно к этой проблематике. В 50-м году Апостол прибывает на Европейский континент и в числе прочих устраивает Церковь в Фессалонике. Некоторое время спусти, в том же 50-м, уже находясь в Коринфе, он получает известие через ученика Тимофея о ряде вопросов, которые будоражили эту северо-греческую общину. Причиной дли этого, видимо, явилась пропаганда еретиков, посылающих послании, ложно подписанные именем апостола Павла: "будто уже наступает день Христов" (2 Фес.2,2).

Видимо не все в его послании, где достаточно пространно было сказано об участи умерших (4,13-18) и Дне Господнем (5,1-11), стало понятным его читателям. В результате вскоре Апостол пишет еще одно письмо и на ту же тему, где дополняет и уточняет сказанное в первом письме.

Не ставя перед собой задачи давать сейчас экзегетический или богословский анализ этих текстов, обратим только внимание па то, что Апостол начинает свою тему с призыва к святости - угождению Богу, к воздержанию от греха и приятию Святаго Духа (4.1-8). Затем речь идет о конкретных делах братолюбия и труда - "Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками" (4,10-11). Все это необходимые условия для участия в соединении с Господом.

В самом же тексте опять нет ничего, что говорило бы нам о состоянии страха, подавленности или апатии. Апостол увещевает христиан не скорбеть (4,13), наоборот, обещает им встречу с умершими и радость вечного бытия с Господом.

Одновременно категорично отвергаются все попытки определений даты Второго Пришествия - ''день Господень так придет как тать ночью" (5,2) и опять далее звучат призывы к бодрствованию и трезвению, чтобы не во тьме, а во свете встретить это радостное событие - "Бог определил нас не па гнев, но к получению спасения" (5,9).

Во Втором Послании, являющемся своеобразным комментарием на Первое, говорится о времени отступления и о беззаконнике - человеке греха и сыне погибели, который сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога, но опить никаких мотивов к печали и огорчению и здесь мы не находим, его власть временная и ограниченная - "Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес.2,8).

В общем стиль и направленность этих центральных для определения эсхатологии апостола Павла текстов повторяет аналогичную тенденцию апокалиптических текстов ветхозаветных пророчеств (см. "когда будут говорить: "мир и безопасность", "мука родами постигает имеющую во чреве" 1 Фее. 5,3 = Иезек.13,10 и др, которые также не содержали в себе никакого нагнетания страха, а только предупреждение о возможной опасности и совет как эту опасность избежать).

Позднее, во время Третьего Путешествия, апостол Павел опять в Первом Послании к Коринфянам вернется к теме эсхатологии. Причиной для этого послужили сомнения некоторых из христиан в истинности Воскресения Господня (1 Кор.15,12). Здесь эсхатология апостола Павла еще более оптимистична и его голос проповедника звучит еще более обнадеживающе по сравнению с письмом к Фессалоникийцам. Он верит в реальность воскресения всех - "не все мы умрем, но все изменимся... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие" (1 Кор. 15,51-53).

Его заключительные слова звучат победным аккордом над смертью, уже потерявшей свою власть. "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"  (1 Кор.15, 55).

В пастырских посланиях, написанных по поручению апостола Павла его учениками, опять находим те же мотивы "эсхатологии страха", которые уже осуждаются как ересь - таковые упаднические настроения проповедуют лжесловесники, обольщенные в своей совести и внимающие духам-обольстителям и учениям бесовским (1 Тим.4, 1-2). Они запрещают вступать в брак и употреблять в пищу то. что сотворил Бог (1 Тим.4,3). Все это противопоставляется автором этих посланий здравому учению (1 Тим.4,3) Апостола.

Явления Христа в мир для апостола Павла было самым радостным событием человеческой истории (1 Тим.3,16). Он избавил людей от рабства греху и, победив смерть Воскресением, дал им возможность быть участниками его вечной славы. И Его Второе Пришествие в мир для Апостола также будет даром радости, мира и прощения.

Христианам же реже надо говорить об антихристе, а больше о Христе, который победит его "духом уст Своих" (2 Фес.2,8) и преобразит, всю тварь и  венец творения-человека.

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Сегодня последний, решающий день работы нашей конференции. Перед тем, как предоставить слово выступающему, хочу проинформировать нас о том, как будет проходить паша работа сегодня. Предполагается заседать до 12.30 с одним перерывом, после чего будет небольшая телевизионная передача по итогам нашей работы.

Ввиду недостатка времени, просьба ко всем выступающим и к тем, у кого возникнут вопросы, быть предельно лаконичными.

Небольшая информация по поводу живописи, сопровождающей пашу конференцию. Портрет, который вы видите в этом зале, создам художником из Молдовы Адон Зевиной по заказу оргкомитета конференции. Большой плакат у входа, па который успели обратить внимание почти все участники конференции и некоторые жители Кишинева, выполнен по миниатюре из слоновой кости неизвестным художником, и датируется X или XI пеком. Из всех изображений апостола Павла мне лично больше нравится эта миниатюра - она отражает и фанатизм, упорство иудейского мира, и спокойствие, мудрость древних эллинов. Короче, присутствуют в ней обе ветви, па которых была воздвигнута руками апостолов христианская Церковь.

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

 

 

Хостинг от uCoz