Дьюла ЧЕРИ, Германия:

 

ЗАДАЧИ ЦЕРКВИ

 В ВОЗРОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Я очень рад тому, что мы сегодня, в третий день работы конференции, критически подошли к оценке роли наших церквей в прошедших десятилетиях и в современных конфликтах. На всемирных конференциях, проходивших до падения коммунистических режимов, представители церквей из социалистических стран видели обычно истоки всех бед в мире (бедность, гонка  вооружений, загрязнение окружающей среды) прежде всего на Западе; свои же государства и свои церкви они считали невиновными в глобальных проблемах. То время - время односторонних и идеологических обвинений, как я надеюсь, прошло. Но осталась, как и прежде, практика недифференцированного, нравоучительного подхода к историческому анализу и определению собственных позиций, что, впрочем, и является главной причиной сужения нашей сферы влияния. Осталась также склонность к тому, чтобы вообще не рассматривать вопрос о вине собственно самих церквей.

Господин Друцэ говорил в начале своего вступительного слова о страхе. Я бы хотел изложить теперь мои опасения и заботы, причины которых коренятся в деятельности церкви.

Я опасаюсь церкви, которая, хотя и знает по учению апостола Павла, что все мы живем в противоречии между желанием хорошего и бездействием (Послание к Римлянам 7,18), но отказывается критически рассматривать собственные действия. Наши церкви хотят часто выглядеть жертвой, а не орудием против зла. Впечатляющие примеры уже приводили нам здесь профессор Хампель и священник Эдельштейп. Политические изменения в мире стали для наших церквей неожиданностью, а некоторых ее приверженцев привели даже в отчаяние. Ни одна церковь - ни на Западе, ни на Востоке - не осознала себя и не выработала концепции на будущее и концепции по поводу тот, как надо обходиться с прошлым. На практике чаще всего используются старые методы решения проблем и закосневшие давно догмы. К последним принадлежит, например, нежелание тревожить прошлое, что мешает нам предложить обществу необходимые и ответственные решения. Разве апостол Павел не учит, что примирение возможно лишь через правдивость?

Меня беспокоит то, что Слово наших церквей очень часто является нравоучительным, хотя мы читаем у Павла, что грех - это не моральная, а онтологическая категория. Она выражает отчужденное бытие. Нравоучительный стиль - это когда заповеди, согласно которым совершаются поступки, ошибочно воспринимаются и используются как моральный императив. Это ложное толкование препятствует тому, чтобы полезное для практики решение было найдено. Нравоучение является, кроме того, выражением прямолинейного образа мышления, оно не учитывает того, что всякий поступок человека - часто неотвратимо и непредсказуемо - ведет к не желаемым последствиям. Перед человеком очень редко стоит простой выбор между однозначно хорошим и однозначно плохим. Многие ситуации требуют от нас гораздо более взвешенного выбора между различными необходимостями. Все это нуждается в этическом понимании. К. сожалению, подобные этические фундаментальные знания часто не учитываются церквами. В своем выступлении митрополит Кирилл, ссылаясь на обоснованную опасность безудержного расхода природных ресурсов Земли вследствие западной прогрессивной идеологии, вызвал, однако, своим "принципом отказа" в пашей среде растерянность.

В случае угрозы основам поддержания жизнедеятельности принцип отказа невозможно использовать на практике, которая учитывала бы конкурирующие друг с другом необходимости бытия: например, соблюдения теоретически устанавливаемых границ экономического роста и в то же время необходимости всеобъемлющей модернизации во многих странах. Этот принцип не учитывает также не желаемые последствия человеческой деятельности. Так, в последние годы благодаря быстрому развитию и внедрению технологий переработки и вторичного использования сырья сократилось потребление первичного сырья; пострадавшей стороной этого процесса стали многие основные производители сырья: Чили, Заир, Замбия. Избыточное предложение оказывает вот уже в течение нескольких лет сильное давление на цены в сторону их понижения. Как уже было сказано, нравоучение — прямолинейно; здравый смысл требует мышления более сложного, учитывающего весь комплекс взаимосвязей. Когда церковь говорит об актуальных проблемах нравоучительно, то се, быть может, выслушают, но ее мнение определяющим не будет.

Я боюсь церкви, которая не может определить необходимую критическую дистанцию по отношению к нации и государству. На пашей конференции уже многое говорилось о (национальной) идентичности и о возврате к тем корням, которые эту идентичность создают. Мне внушает опасение не то, что в восточноевропейских церквах не хватает заботы о национальной идентичности, но что гораздо более важно - дифференцированного и теологически ответственного понимания этой идентичности. Односторонне - также и на нашей конференции • подчеркиваются культурные и исторические аспекты идентичности, а не аспекты, истекающие из самой христианской веры. Если я верю в Христа, я признаю, что Господь принял меня как свое детище, и что я принадлежу к "Телу Христа".

Продолжая говорить языком Новою Завета, все мы, верующие в Христа, являемся наследниками его благословения. Вера - это решающий аспект идентичности христиан. Единство и общность, которые связывают меня таким образом с многими другими людьми различных культур и вероисповеданий, говорящих на разных языках, противостоят всему этому разнообразию. Так различные аспекты нашей идентичности могут находиться друг с другом и конфиликте. Это единство, завешанное Христом, должно в любом случае способствовать тому, чтобы мы видели друг в друге братьев и сестер и чтобы мы - с разных сторон конфессиональных, культурных или политических расхождений - решали наши конфликты (чаще, чем это нравилось бы политикам) мирно и по справедливости. К сожалению, от этого основополагающего для идентичности, единства и общности значения веры мало что присутствует в действительности. В церквах  занимаются больше национальными мифами, вместо того, чтобы подвергать их теологической критике. Из-за ложно понимаемой лояльности к нации церкви часто ведут себя как инстанции по оправданию национальной политики вместо того, чтобы выступать за истинную справедливость и мир. Идентичность - это динамичная, изменяющаяся и  открытая система личности. Кто хочет при этом стандартных решений, забывает о конкретном и о возможностях его воплощения в жизни, а также о свободе. Идентичность русского в Москве отличается в силу необходимости от идентичности русского в Риге, где он относится к национальному меньшинству; идентичность румына в Бухаресте иная, чем и Молдавии или в Чикаго. Тот, кто хочет видеть нечто другое, вредит людям. Почти все страны на Земле являются многоязычными и мультинациональными. Для решения этой проблемы мы должны определить универсальные правовые формы прежде всего для того, чтобы эти меньшинства защитить. С этой целью наши церкви должны выступать как в своих государствах, так и на международной арене.

После произошедших перемен все пошло, к сожалению, по одному и тому же шаблону: маленькое государство достигает своей автономии, национальное большинство в нем радуется вновь обретенной свободе, не предоставляя, однако, живущим в нем национальным меньшинствам полагающихся им культурных и автономных прав. Практика разграничений и ассимиляционного давления определяет повседневность. Поскольку конфессиональные и этнические группы часто совпадают, церкви становятся заложниками собственных групповых лоялыюстей и не строят мостов над разграничительными линиями и рвами. Церкви не способствуют необходимому и сложному поиску равновесия между единством и разнообразием в политике. Нереальное и соблазнительное желание гомогенной нации мешает тому - в любом случае негомогенному - единству во Христе.

У меня вызывает озабоченность теология, которая либо по конформизму своему или же из-за страха забывает о необходимости определить критерии подхода церкви к решению всех этих проблем; теология, которая дает возможность церковной политике и идеологиям использовать себя в качестве инструмента, как это бывало в наших странах в прошлом; теология, не исполняющая своей духовной пастырской миссии в церкви.

Меня пугает церковь, читающая "Послание к Римлянам" апостола Павла, опуская 9-11 глины; допускающая антисемитизм и этнические предрассудки и их терпящая, и г ними кокетничающая, включая даже религиозное искусство.

Итак, из всего сказанного конкретно вырисовываются задачи. Опасность самоуничтожения человечества возникает, если эти задачи не будут решаться. Демократия и ее институты должны быть укреплены, так как им нет в политической системе другой альтернативы. Суть демократии состоит в ограничении власти и контроле над ней. Структура и практика наших церквей олицетворяют часто нечто противоположное. Необходимо выяснить, как церкви смогут при таком противоречии выступать за демократию и способствовать ей. Как сделать, чтобы блага, не доступные повсюду и для любого, были произведены и доставлены и распоряжение людей. Как известно, это может быть осуществлено двумя путями: через рынок или же через центральное планирование. Третьего решения данной проблемы не дано. Для рыночной экономики необходимо создать правовые и экономические условия, и хозяйства должны функционировать в этих условиях. Это огромная, эпохальная задача! Она - в силу необходимости - связана с модернизацией во многих областях; успех ее зависит и от человеческих качеств.

Повсюду в наших странах создание подобных условий происходит намного медленнее, чем нужно. Это можно объяснить отсутствием необходимого законодательства, а часто - мужества. В этой ситуации процветают коррупция (которая, однако, не повое явление в наших странах) и мафиозные структуры. Осудить и заклеймить эти явления, как это сделали Лев Тимофеев и другие, крайне необходимо. У меня, однако, вызывает озабоченность тот факт, что все эти сетования ограничиваются в церквах лишь нравственными призывами; они не объясняют причин и не занимаются критической оценкой вопросов экономики с социально-этических позиций. Еще хуже, когда эти сетования негласно усиливают позиции приверженцев плановой экономики и праворадикальных популистов. Коррупцию одними лишь молитвами не победить.

Гораздо более эффективно это могли бы сделать хорошо функционирующий финансовые службы и судопроизводство. Но и они сами по себе нигде не являются гарантами законопослушания и справедливости. Нам нужны также компетентные и критично настроенные средства массовой информации, в которых паши страны, к сожалению, испытывают недостаток.

Важный вклад в эту работу по возрождению могли бы внести те верующие, которые при исполнении своих мирских прогрессий объединяют в себе понимание дела и христианское этическое поведение. Я ожидаю от интеллектуалов немногого. В двадцатом веке они были главными соблазнителями и более других соблазненными. Как, например, французский поэт Луи Арагон, расхваливший в самый расцвет сталинского террора, несмотря па знание действительности, советскую систему и Сталина. Слишком уж многие гиганты духа попадали под влияние тоталитарных и шовинистических идей. Другие, хотя и оставались верпы своим либеральным убеждениям, показывают себя слабыми помощниками в ситуации, которая требует мучительной работы по возрождению.

С теми интеллектуалами, которые являются здесь исключением, церкви должны сегодня сотрудничать. Как мне кажется, наша конференция является попыткой именно в этом направлении, причем инициатива при этом исходит прежде всего от группы интеллектуалов, являющихся этим исключением. Что же могут сделать церкви? Опосредованно - много, непосредственно - мало. Прежде всего церкви должны вести людей к вере в Иисуса Христа, в того, кто является нашим покоем, пашей надеждой и силой в любых жизненных ситуациях. Они должны поддерживать дух людей, разъяснять, оказывать социальные услуги, постоянно проявлять мужество в защите демократии. Евангелизация, мудрая просветительская работа и социальная служба сейчас необходимы. Они должны духовно поддерживать прежде всего тех верующих, которые - как уже говорилось - могут вносить наибольший вклад в дело возрождения. Чтобы не допустить саморазрушения, христиане в наших странах должны упорно работать над осуществлением этих задач.

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

 

 

Хостинг от uCoz