Аркадий РОВНЕР, писатель, издатель, Москва:
- Тема покаяния, безусловно, тема беспокойная и тревожащая каждого из нас. Всем есть в чем покаяться и потому она так глубоко трогает всех и меня. Однако я думаю, что покаяние не есть истина, покаяние есть часть истины или начало
истины. А потому мне бы хотелось сказать два слова о том, что следует за покаянием. Я хочу напомнить нам, что проповедь Иисуса Христа началась с призывы к покаянию. Слово в слово Иисус Христос повторил слова Иоанна: покайтесь, приблизилось Царство Небесное. Но проповедь Иисуса Христа, также как и проповедь Иоанна, не ограничивалась одним покаянием. Покаяние - это отказ от зла, отказ от уступки в себе низкому, неистинному, временному. Но и в индивидуальной судьбе, и в общественной судьбе покаяние является только первым шагом. После покаяния может наступить нечто, что было хуже состояния до покаяния. Покаяние может быть слепым и может не повлиять на судьбу человека в плане его возрождения, его духовного роста. Покаяние может стать также и некоторым роковым шагом в истории страны или народа, который, покаявшись, может вступить в другую стадию, которая будет такой же страшной или даже страшнее предыдущей стадии. По всей вероятности, покаяние должно рассматриваться как некое важное, глубокое изменение о человеке в связи с продуманными и проверенными путями его восстановления, его дальнейших позитивных духовных усилий.
В
общественном плане покаяние также должно сопровождаться целым рядом конструктивных и позитивных шагов, которые
не позволили бы обществу из одной беды перейти в стадию другого
несчастья. Примером такого общественного процесса является новейшая история
России и других стран СНГ, которые, как будто бы покаявшись, как будто
отказавшись от старых грехов, от старых ошибок, немедленно погрузились и новые ошибки, новые страдания и новые
противоречия.
Г-н ДРУЦЭ:
- Слово предоставляется Владыке Владимиру.
[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]