10 октября 1994 г.

 

Ион ДРУЦЭ:

"КОГДА Я НЕМОЩЕН, ТОГДА СИЛЕН"

Многоуважаемые участники конференции "Апостол Павел и опасность самоуничтожения"!

Дорогие гости! Братья и сестры!

Несколько лет тому назад молодая испанка, относительно довольная и семейной жизнью, и работой, пожаловалась журналистам, что но непонятным причинам, вопреки здравому смыслу ее часто будят по ночам какие-то смутные тревоги, ужасы, порой переходящие в кошмары. Странным ей показалось то, что никто из членов ее семьи, никто из специалистов не в состоянии объяснить угнетенное состояние ее духа по ночам.

После опубликования этой исповедальной беседы оказалось, что молодая испанка не одинока в своих мучениях. Когда и как это все началось, никто не знает, но не исключено, что количество просыпающихся по ночам в смутной тревоге за завтрашний день постоянно растет. Наша интуиция всегда знает много больше того, что знаем мы сами, и очень может быть, что процесс смущения духа человеческого находится в самом начале, возможно, интуиция готовит нас к тому, что нам придется пережить то, с чем человечество еще никогда не сталкивалось.

В своих притчах Спаситель часто приводил примеры из жизни пастухов. Он любил само это слово - Пастырь. Часто Его самого называют Добрым Пастырем. Освещенное Его жизнью, учением и страданиями, христианство, по преимуществу, стало религией утешения, врачевания, просветления духа человеческого. Еще Ренан заметил, что золотым веком христианства следует считать время первых христианских общин. В условиях смут и гонений, осмеянные, оплеванные, выброшенные за пределы законов и общин, христиане сумели не только сохранить верность Учителю. Они помогали, утешали, подбадривали друг друга в ямах с дикими зверями, куда их бросали, они прощали, исповедовались, любили друг друга, и выработанный ими способ существования был положен в основу той цивилизации, которая худо-бедно, а служит вот уже две тысячи лет.

Увы, как сказал недавно перед самой своей кончиной великий писатель России Леонид Леонов, наша цивилизация не в состоянии более тянуть мировую повозку. Именно поэтому мы большей частью топчемся на месте, а то и начали откатываться назад, к миру осатанелого варварства, насилия и бесчеловечности в таких непостижимых формах, что само понятие о том, что такое человек, пошатнулось.

Кто, каким образом смог бы защитить человека в этих диких условиях? Церковь, скажете вы. Это было бы естественным, но беда в том, что наши церкви, как часть нашей жизни, нашей духовности, тоже стали топтаться на месте, а то и катят по наклонной плоскости. Выбираясь с превеликим трудом из долгого небытия, наши церкви стараются изо всех сил не растерять самих себя; при таком состоянии дел, о каком противостоянии силам зла может идти речь? Конечно, христианским нашим общинам жилось и живется нелегко. Отдавая должное страданиям и жертвам, понесенным нашими церквами на протяжении завершающего века, века неслыханных жестокостей, смут и кровопролития, будем все-таки помнить, что эти величайшие трагедии происходили при молчаливом самоотстранении наших духовных пастырей. Большевистская революция, гражданские войны, гитлеровский фашизм, сталинские репрессии - они останутся отчасти и на совести тех, кто возглавлял наши церкви в те годы.

Мы не сумели выстоять перед натиском воинствующей бесчеловечности и в результате дожили до того, что ежедневно тратится огромное количество бумаги и энергии, чтобы информировать мир о том, что происходит в горячих точках. Мы буквально больны ежедневными новостями, хотя то, что происходит на поле сражения, является не причиной, а следствием. Первопричиной следовало бы считать само зарождение мысли отправить пулю в канал ствола. Югославскую трагедию легко было предотвратить лет двадцать, тридцать тому назад, когда нынешние сторонники силовых решений сидели за школьными партами. То, что было тогда по силам священникам и монахам, оказалось теперь не по силам Патриархам и даже самому Папе.

Многоуважаемые участники нашей конференции! Дорогие друзья! Мы собрались на земле некогда цветущей Молдовы в час се большой беды, в час ее большого горя. Жесточайшая засуха, бури, град, наводнения, угроза территориального расчленения, социальное напряжение, дороговизна, бедность - трудно перечислить все беды, которые обрушились на этот красивый край, на этот трудолюбивый народ к течение одного только года. Конечно, с точки зрения общепринятых на Западе стандартов и удобств, можно было найти для нашей конференции место более сытное, более благоустроенное, более привлекательное, но с точки зрения реального состояния сегодняшнего мира и тех необъяснимых трагических предчувствий, которые будят по ночам людские души, трудно было бы найти более подходящее место. Воистину "Апостол Павел и опасность самоуничтожения" - это о мире и о сегодняшней Молдове в частности.

После распада Союза, как ни странно, усилилось ощущение одиночества - индивидуального, национального, государственного, если хотите. Из всех порушенных структур старой империи самым болезненным оказалось разрушение структуры человеческих отношений. Разумеется, СССР умер своей смертью, в своем доме, в окружении близких и родных, и мы не станем особенно убиваться по этому поводу, однако, проторенные между нашими народами многочисленные тропы не должны быть преданы забвению, не должны зарастать, ибо те тропы были от сердца к сердцу, от брата к брату, а братство - это то, что не должно подвластно политическим конъюнктурам. И какими бы цветами не были раскрашены наши национальные флаги, минувшие 70 лет страданий связали весь социалистический лагерь, от Златы Праги до Курильских островов, в единую общечеловеческую семью. Не. будем спешить отрекаться от нее; мы ей многим обязаны.

Конечно, мы не построили ничего такого, о чем грезилось нашим отцам народов, но мы выстояли перед величайшей и изворотливейшей тиранией в истории человечества. "Выстоять и остаться людьми" - это был наш девиз, это была программа наших пятилеток, это был хлеб наш насущный, это было нашей тайной, цементировавшей гигантскую семью безбрежного угнетенного мира. И мы не просто выстояли. Мы шли огонек человеколюбия, христианского братства, и хотя по улицам наших городов и селений ходили сплошные атеисты, в недрах этой огромной семьи вызревало то христианское обновление, которое впоследствии удивило мир.

И в который раз подтверждаются слова Священного Писания - камень, отброшенный строителями, был поставлен во главу угла. Пути Господни воистину неисповедимы. Принято считать, что истинное христианство сохранилось только там, на Западе, где люди аккуратно молятся два раза в день, утром и вечером; здесь же, в мире, называемом Востоком, сплошные язычники, не знающие страха Божьего. Однако, как выяснилось позже, если на Востоке, где рядились атеистами, в глубине общин вызревали зерна истинной веры, то на сытом Западе после утренней и вечерней молитвы принимались поголовно считать возможные прибыли. Конечно, в этом нет ничего худого, но если человек без конца, иной раз даже во время молитвы, продолжает считать свои монеты, то это начинает проникать в наследственные гены, превращая в настоящую чуму духовные начала. Боюсь, что эта чума коснулась уже и нас в какой-то степени.

К сожалению, принятая на протяжении многих веков шкала общечеловеческих ценностей, рухнула под напором варварских инстинктов и агрессивного индивидуализма, того самого агрессивного индивидуализма, который видит смысл своего существования только в том, чтобы крушить все и вся на своем пути. Как и следовало ожидать, от индивидуальной агрессии постепенно перешли к организованным Древнейшие народы, внесшие неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации, среди которых назовем хотя бы Армению, Грузию, Азербойджан, оказались втянутыми в цепь кровавых смут и потрясений, конца которым не видать. Склоним головы перед страданиями этих народов и помолимся за них!

Будем помнить, что Богосозданный мир един и неделим. И если у твоего соседа смута и проливается кровь, а в твоем доме мир и покой, это еще не значит, что ты живешь в условиях мира и покоя; и если у твоих соседей холодно, темно и голодно, а в доме у тебя тепло и стол ломится от достатка, это еще не значит, что твое благополучие истинное и ты сможешь им воспользоваться сполна.

К сожалению, глубочайшие христианские корни, питавшие некогда судьбы пародов, -теперь уже почти не подают признаков жизни. И мы дожили до того, что целые народы и даже государства, со всеми их вековыми традициями, превратились в то, что принято теперь называть биомассами, пульсирующими на уровне вегетативных инстинктов. О духовных началах уже не говорят, а если мельком и вспоминают, то только в ироническом плане, как о детской болезни, на которой, по причине своей глупости, слишком уж задержались.

В результате, игнорируя всеми способами, на всех уровнях духовную жизнь, человека и общества, мы дошли до того, что Богосозданный мир, казавшийся нам некогда мерилом вечности, полный божественного смысла и красоты, воспетый художниками и поэтами на все лады, теперь стоит на краю бездны, и ужаса самоуничтожения начал будить нас по ночам. Создание, развитие и накопление оружия массового уничтожения привели наше поколение к мысли о том, что Общечеловеческий дом, земля, на которой мы сегодня пребываем, и небо, под которым живем, все это может быть брошено в бездну нашими собственными руками.

Процесс развалов и обвалов внутри человеческих общин идет полным ходом и нет никакой возможности остановить или хотя бы взять его под контроль. Hа робкие попытки добрых ангелов уладить хотя бы один небольшой конфликт демоны зла отвечают десятками новых очагов напряжения. И сегодня мы стали похожи на ту семью, в доме которой произошла великая, непоправимая трагедия; все члены семьи замерли в ужасе, хотя еще не знают толком, что, собственно, произошло. Как тут не вспомнить слова великого Хемингуэя - бык был уже мертв, хотя он еще не знал - об этом.

Говорят, перед кончиной люди обычно вспоминают тех, кому они более всего обязаны своей жизнью, - мать, отца, родной порог, кого-нибудь из особо близких. Угроза тотального духовного паралича заставляет нас вспомнить тех, кому мы более всего обязаны этим чудом - Вседержителя и Создателя всего и всея, Сына Человеческого, озарившего и осветившего мир своим учением и своей мученической смертью. И, конечно, апостолов, отцов нашей церкви, а среди них, самого малого из апостолов. неуступчивого, трудолюбивого, обошедшего своими ногами весь известный в ту пору мир, апостола язычников, заслуги которого во многом еще не осознаны и не оценены.

Говорят, все наши беды происходят от того, что мы плохо знаем свою историю, и это действительно так. Если мы не будем помнить, что с нами происходило вчера, завтра нам будет хуже, чем сегодня. Другое дело, что историю тоже постигают по-разному. Существует широко известная система школьно-университетского изучения истории по эпохам, странам, цивилизациям. Пройдя ее, сдав экзамен и получив соответствующие отметки, мы говорим себе: все, с историей покончено; однако это еще не постижение истории, это только знакомство с ней. Основная работа и уже в зрелые годы, когда вдруг ни с того ни с сего вспоминается какая-то война, чья-то реплика, сказанная при загадочных обстоятельствах, или бесконечное молчание некоего видного деятеля; и вдруг до смерти захочется выяснить: что же было на самом деле там, на том поле сражения? В чем был скрытый смысл той загадочной реплики? Что могло означать бесконечно долгое молчание?

Собственно говоря, как мало мы знаем о человеке! В нашем подсознании ничего случайного нет. И если мы подметили какую-то загадочную историческую подробность и она на долгие годы залегла в нашем сознании, это еще не значит, что она лежала там без смысла, без движения. На самом деле мы искали ответа. Там, в подсознании, происходит гигантская, освещенная Господом работа. Постигая историю своего народа, историю мира, мы пытаемся выяснить, что было с нами вчера, чтобы знать, что нам ожидать от дня завтрашнего?

В этом смысле верующему человеку, проходящему по миру под сенью Священного Писания, нет-нет да и вспомнится знаменитый тарсянский иудей, неистовый гонитель христиан, ставший великим стратегом и строителем христианского мира; нет-нет да и вспомнится великий художник, который сквозь дебри косноязычия чужого ему языка смог проникнуть в живые души и властвует над ними вот уже две тысячи лет. И опять же возникнет в памяти одинокий путешественник, гонимый судьбой и сеющий повсюду христианские церкви, которые становились его единственной семьей. И снова вспоминается старый палаточных дел мастер, с жалом во плоти, о котором так никто толком и не знает, что это было такое; этому жалу мы обязаны замечательной исповеди святого Апостола Павла. "Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его (жало – И.Д.) от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи", посему, продолжает апостол Павел, я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен".

Многоуважаемые гости, дорогие друзья!

Нам предстоит в течение четырех дней поразмыслить, как спасти наши души и как спасти духовный мир человека, ибо только сохранив начала, мы сможем избежать самоуничтожения. Многих стала тревожить острота межнациональных конфликтов. На западе появилась даже теория о том, что бунтующий этнос похоронит цивилизацию. Попытаемся же глазами Павла разглядеть окружающий нас мир и вспомним великие, освещенные Господом слова апостола язычников - для верующего христианина нет ни эллина, ни иудея.

Конференция наша, само собой разумеется, христианская, а христиане не воюют за то, чтобы жить непременно как можно дольше, сытнее, удобнее. Для христианина важнее выяснить, когда Господь был с ним и когда Господь от него отдернулся. Как говорит псалом, многие. спрашивают себя, что такое счастье, я же скажу - пусть воссияет, на наших лицах отсвет Лика Твоего, Господи.

Благодарю за внимание.

 

Позвольте объявить конференцию "Апостол Павел и угроза самоуничтожения открытой.

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

Хостинг от uCoz