Священник Георгий ЭДЕЛЬШТЕИН, Россия:

 

 

"НЕ ВЛИВАЮТ ТАКЖЕ ВИНА МОЛОДОГО

В МЕХИ ВЕТХИЕ" (Мф. 9,17).

 

1. БЛАГОСЛОВЕННЫЙ, ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ, ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

29 апреля 1988 г. глава Русской православной церкви патриарх Пимен и постоянные члены Священного Синода были приняты в Кремле Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым. Для сознания православного человека встреча более чем странная: по своей должности М.С. Горбачев был тогда только верным стражем идеологических завоеваний Октября, только продолжателем и новых условиях великого дела бессмертного Ленина. И больше никем. Президентом он стал позднее. Но это историческое событие принято считать краеугольным камнем эпохальной перестройки в церковно-государственных отношениях, хотя оно, думается, может ясно свидетельствовать лишь в том, что область прав Церкви и верующих всегда регулировалась в СССР не законодательством, а личной волей всесильных генсеков. В любом цивилизованном государстве ни одному епископу, тем паче-святейшему патриарху, вообще не было бы никакой нужды не то что ездить на поклон к секретарю компартии, но даже осведомляться о его имени-отчестве.

До беседы генсека с членами Синода потоки клеветы и дезинформации о положении Церкви и верующих в СССР, о взаимоотношении Церкви и государства текли огромными полноводными реками. Дезинформация распространялась всеми средствами массовой информации, работниками соответствующих отделов КГБ, чиновниками Совета по делам религий, высокопоставленными функционерами Синода и прочих учреждений Московской Патриархии, многочисленными делегатами и гостями "форумов мира" и другими представителями "прогрессивной мировой общественности". Но не пресекался все прошлые годы и небольшой встречный поток, официально именовавшийся в нашей церковной и внецерковной печати и в исследованиях по научному атеизму "клеветнической буржуазной пропагандой', "грязными инсинуациями" или "буржуазной фальсификацией положения верующих в СССР и странах победившего социализма". Подобными терминами изобиловали статьи и книги "шатающихся на религиозной почве" церковных диссидентов и зарубежных исследователей, более или менее полно и правдиво анализировавших проблемму "христианства и коммунизма'', пытавшихся добросовестно описать положение Церкви и верующих в нашей стране после. Октябрьского переворота.

Прошла историческая встреча членов Синода с генсеком, прошло помпезное празднование 1000-летия крещения Руси - и разлились полноводные реки клеветы дезинформации о се возрождении, оздоровлении и процветании. Отечественные и зарубежные газеты и журналы, радио и телевидение, театр и кино, вчерашние  доценты и профессора кафедр научного атеизма и лекторы общества "Знание" умильно поют н вопиют, сюсюкают и витийствуют, шепчут и глаголют о дивной симфонии и грядущей гармонии, о сказочном возрождении и необратимой перестройке, о легендарном размахе и чудесном взлете. Встречный поток спокойной и объективной информации обмелел до малюсенького ручейка и почти полностью затерялся в необъятном океане кликушества и псевдорелигиозной пропаганды, а река академических исследований зарубежных историков и священнослужителей потекла вспять, пролагая для своих вод новое русло, почти параллельное руслу бывшего агитпропа и "Журнала Московской Патриархии", который, впрочем, почти никогда существенно не отличался от других ведомственных изданий того же агитпропа, нипример "Военно-исторического журнала".

Не говоря уж о "Правде" и "Советской России", даже лучшие, авторитетнейшие издания из номера в номер пишут о дивных преобразованиях в Московской патриархии. "Факт возрождения и оздоровления православной Церкви в России налицо!... Принятие нового закона в значительной мере закрепляет независимость Церкви!"… "Благословенный, чудодейственный, поворотный момент в истории, русского Православия". "Русская Церковь за два-три года гласности (начавшейся для нее лишь в 1988 г.) уже успела обрести независимость по отношению к государству", - ликует "Вестник Русского Христианского Движения".

Мы охотно рассказываем, что во всех концах России открываются новые приходы, Епархиальные училища, религиозные библиотеки и богадельни, распространяется религиозная литература, ни мы упорно молчим о том, что мы же, священнослужители Московской Патриархии, лет тридцать назад так же ревностно закрывали приходы, десятилетиями грабили своих прихожан, перекачивая миллионы рублей из тощих карманов верующих во всякие чуждые Церкви фонды, что вся наша администрация погрязла в коррупции, что миллионы книг Священного Писания, которые Московская Патриархия получила бесплатно со всех концов мира, продавались верующим по очень высоким ценам, и ни один человек, не причастный к клану функционеров, понятия не имеет, куда ушли те деньги. Мы упорно молчим (особо надо отметить) о том, что 60 лет Московская Патриархия целенаправленно сращивалась с Коммунистическим государством, превращалась в его интегральную часть. Молчим о том, что все руководители Патриархии были отобраны и назначены на свои должности идеологическим отделом ЦК КПСС и КГБ. Те, кто отбирал, воспитывал и назначав давным-давно отправлены на покои, а те, кого они отбирали, воспитывали н назначали продолжают успешно трудиться, реализуя заветы своих "отбирателей".

Московская Патриархия сегодня существует точно в том виде, как она была сформирована при Сталине, Хрущеве, Брежневе, ее стратегия и тактика определяются доктриной, известной под именем "сергианства". Сергианство - это выпестовано! коммунистами и гепеушниками краснопоповское обновленчество под маской благообразного православия.

Стремясь защитить от критики ныне здравствующего Патриарха Алексия Второго, апологеты Московской Патриархии охотно поливают грязью покойного носителя высокой патриаршей харизмы Пимена. Так, канадский Профессор Дм. Поспеловский, кстати, член редколлегии того же "Вестника РХД", без малейшего благоговения повествует о жутких порядках, господствовавших в Московской Патриархии уже после "благословенного, чудодейственного, поворотного момента в истории русского православия", после встречи членов Синода с генсеком, после пышного 1.000-летнего празднества: "В последнее десятилетие, когда покойный патриарх Пимен фактически был уже не у дел, Церковью управляли его именем временщики, окружавшие патриарха, а временщиками в значительной степени управляла небезызвестная "контора" нередко посредством шантажа" ("Вестник", №159 с.212). Страшная, горькая, но, правда. Следует лишь уточнить, что все временщики, как, впрочем, и все члены Священного Синода, сами были "конторщиками". Один по кличке "Дроздов", другой "Антонов", третий "Адамант", четвертый "Островский пятый "Михайлов".

И еще одно уточнение. Дело не в последнем десятилетии и не в болезни и дряхлости патриарха Пимена. Патриарха Алексия тоже окружали временщики, а временщиками управляла все та же "контора". Ее методы управления – клевета, шантаж, подкуп, угрозы, дезинформация - не менялись никогда.

 

2. ПАТРИАРХИ МЕНЯЛИСЬ, А СИСТЕМА ОСТАВАЛАСЬ НЕИЗМЕННОЙ

Дряхлым и больным был патриарх Пимен, но еще более одряхлела вся структура Московской Патриархии. Задолго до того, как телевидение заговорило о фактах возрождения и оздоровление Православной Церкви в России, профессор А.В. Карташев писал: "Перед нашими глазами отталкивающая карикатура лже-симфонии, лже-союза (да еще под лгущей вывеской того же якобы "отделения"!) за железным занавесом. Все, что там творится, - сплошная патология, подлежащая упразднению и чистке вместе с распадом коммунистической диктатуры". Сплошной патологией является все, что творится в учреждениях Московской Патриархии сегодня. Там не изменилось ничего не только со вчерашнего, но и с позавчерашнего дня. Упоминаемый мною выпи Дм. Поспеловский пишет о патриархе Пимене: "Личность, возглавляющая церковь, была по своей бездеятельности, серости и безвольности вполне подстать личности возглавлявшей государство и партию. Да и коррупция, окружавшая Пимена, была под стать брежневской". О брежневской мы слышали не раз. Дедка и бабка, правда, остались в тени, но зато мышку примерно наказали. А кто слышал хоть слово о коррупции в Московской Патриархии? Кого из митрополитов лишили белоснежного клобука за то, что он - офицер КГБ?.."

Характеристика патриарха Пимена, данная профессором Дм. Поспсловским, как две капли воды похожа на критику культа личности через много лет после смерти Сталина или на критику "волюнтаризма" после свержения Хрущева: мы всегда копытили мертвецов, чтобы спасти правящих. Статья Дм. Поспсловского была бы более полезной в год празднования славного 1.000-летнего юбилея, за два года до смерти Пимена. Тут бы профессору и написать о всей той мерзости. В помпезных торжествах 1988 года принимала участие очень большая и очень представительная делегация Православной церкви в Америке, членом которой являлся профессор. Вот и выступил бы глава делегации или один из ее членов на одной из пресс-конференций с правдивым рассказом о коррупции, о временщиках, о правящей "конторе", о зеркальном подобии личности патриарха и генсека. А еще бы лучше - о зеркальном подобии двух систем. Неоценимую пользу принесли бы православию.

Коррупция разъедает Патриархию все сильнее и сильнее вот уже 50 лет. Будучи еще митрополитом, Пимен почти в каждой "конфиденциальной беседе с гебешниками из Совета по делам религий жаловался, что "Останов" (тогдашний временщик, хапуга и ворюга - Г.Э.) все держит в своих руках", что патриарх "делает то, что ему постоянно накручивает Останов", что "в хозяйственных мастерских Патриархии сидят жулик на жулике и жуликом погоняет, творят они всякие комбинации" ("Справка" от 21 февраля 1967 г.).

Всем правит временщик, кругом одно жулье, повальная коррупция. Говорит об этом не "шатающийся на религиозной почве", а постоянный член Священного Синода, митрополит Крутицкий и Коломенский, через четыре года ставший Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Правда, "доверительные беседы" с полковником КГБ, тайные доносы на своих собратьев не очень-то вяжутся с образом носителя белоснежного патриаршего куколя или даже митрополичьего клобука, но такова уж наша действительность, только таких людей допускала "контора" в Синод. Когда достоянием гласности стали документы, неопровержимо доказывающие, что митрополит Алексий, ныне. здравствующий патриарх, чуть ли не ежедневно доносил "куда надо" на митрополита Пимена, пересказывая самые грязные сплетни о нем, апологеты Патриархии во всеуслышание заявили, что доносчика не за что корить: там все такие. "Всем, кто вешает ярлык стукача на патриарха Алексия II, очень рекомендую изучить внимательно архив Совета по делам Русской Церкви за 1943-63 п. Там вы найдете, точно такие же "беседы'' или "доносы" митрополита Николая Крутицкого (Ярушсинча) и патриарха Алексия I (Симанского) друг на друга... Возникает, однако, вопрос, почему на Запад попали лишь записи бесед с архиеп. Алексием и митр. Пименом, а в "Гласности" за декабрь 1987 г. оказались только записи бесед с архиепископом Алексием? В России существует вполне правдоподобное мнение, что документы эти были подброшены диссидентам в 1987 г. теми, кто не хотел избрания митрополита Алексия и патриархи, чтобы скомпрометировать его, представив дело так, что он служил чуть ли не профессиональным доносчиком. А ведь такого рода компромат можно было пустить в самиздат и на любого другого члена Синода" ("Вестник РХД", №159).

Во-первых, слова "чуть ли не" совершенно здесь неуместны. Даже пять лет назад можно было со всей ответственностью за спои слова утверждать, что  Патриарх  Алексий  II  (Ридигер)  десятилетиями  служил профессиональным доносчиком, за что регулярно получал плату от своего внецерковного начальства в виде быстрого продвижения по служебной и иерархической лестнице, в виде шикарных лимузинов, кремлевских приемов, правительственных орденов и других наград. Не забудем, что все паши главные "торговцы опиумом для народа" и "торговцы духовной сивухой" - кавалеры ордена Красного Знамени. Кто - трижды кавалер, кто - четырежды. Сегодня мы знаем агентурную кличку сексота Ридигера - "Дроздов".

Во-вторых, уже в известном отчете В. Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий, написанном для ЦК КПСС, митрополит Алексий назван и ряду сотрудников воинствующих атеистов первым, достойнейшим. Не даром же он оставался Управляющим делами Московский Патриархии почти четверть века, с лютого 1964 года. Отлично ладил с Л. Брежневым и М. Сусловым. Сегодня он отлично с Борисом Николаевичем ладит. В этом он тоже профессионал. Профессионал вовсе не обязательно получает зарплату только в окошечке кассы.

В-третьих, я читал цитируемые "Справка-доносы в 1979 году. И на Запад они в том же году попали. Часть из них была тогда же опубликована, а некоторые публиковать не решились: слишком грязными были доносы. За две недели до того, как "Справки" были напечатаны в "Гласности", я отнес копию журнала митрополиту Владимиру, тогдашнему Управляющему делами Патриархии, и сказал, что редакция ''Гласности" обещает снять материал, если Патриархия представит доказательства его подложности, что она также готова опубликовать в том же или в ближайшем номере любые материалы Патриархии, относящиеся к "Справкам". Разумеется, без каких-либо изъятии или комментариев редакции. После беседы с митрополитом Владимиром я ежедневно приходил в Чистый переулок и сидел в приемной. До того дня, когда весь тираж был привезен в редакцию.

Наконец, последнее. Никакими документами скомпрометировать наших иерархов нельзя. Комиссия Верховного Сонета России опубликовала десятки документов, доказывающих, что все высшие должностные лица в Патриархии и особенно в Отделе внешних церковных сношений - агенты КГБ. Публикации не имели никаких последствий. В журнале "Огонек" были напечатаны три статьи о всевозможных непотребствах Михаила Антоновича Денисенко, агента КГБ по кличке "Антонов". Но на Украине его по сей день именуют "митрополитом Филаретом", он все так же служит Божественную Литургию, рукополагает, проповедует. Московская Патриархия лишила его сана, но вовсе не за то, что он – "Антонов", не за то, что был многолетним холуем Щербицкого, а за политические интриги против московского Синода. Когда умер патриарх Пимен, именно Михаил Антонович Денисенко был избран членами Синода Местоблюстителем патриаршего престола, его непотребное имя возносилось за Богослужением во всех храмах России. Хотя синодалы знали о нем намного больше того, что поведал в "Огоньке" А. Нежный. Через месяц состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, председательствовал па нем Михаил Антонович. И ни один из 330 делегатов Собора не встал и не заявил, что Местоблюститель - подонок, хотя все до единого знали почти все, разве что кличку ''Антонов" не знали.

Скомпрометировать архиерея Московской Патриархии нельзя ничем Архиепископ Виленский и Литовский Хризостом - единственный, кто имел мужество открыто признать, что много лет был тайным агентом КГБ, заявил во всеуслышание, что Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий - офицер КГБ и атеист. Вопреки всем церковным законам, вопреки здравому смыслу Патриархия ничего не видит, ничего не слышит, ничего не знает. Оба архиерея продолжают занимать свои кафедры. Хотя идеологического отдела ЦК КПСС нет, Совета по делам религий нет, Синод сам решает свои проблемы. За что карать Мефодия? Ворон ворону глаз не выклюет.

Профессор А.В. Карташсв предупреждал: "Людям религиозным, а следовательно, обязанным разбираться в вещах не только материальных, "плотских", но и в духовных, непростительно смешивать святое и нечестивое, благовоние фимиама и зловоние сероводорода, Божье и дьявольское. Если такое смешение не показной самообман, то это болезнь совести, ... это интервенция мистических темных сил в грешную человеческую жизнь, духовно не огражденную от козней дьявольских. Словом, мы стоим перед страшным фактом потери различия добра от зла". (Там же, с.148).

Здесь - диагноз нашей болезни, здесь сказано самое главное о сегодняшней жизни Московской Патриархии. В ней все смешано воедино - святое и нечестивое, благовоние и зловоние, Божье и дьявольское. Если потеряно различие добра от зла, то никакой надежды на спасение, ибо бесполезно звать к покаянию, а иного пути ко Спасению христианство не знает.

 

3. "НО ПОСЛЕ ЛЖИ - КАКИМИ РУКАМИ СОВЕРШАТЬ ЕВХАРИСТИЮ?"

"Мерзость пред Господом уста лживые", - гласит Священное Писание. По cлову Спасителя, отец лжи - дьявол. "Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи" (Иоан. 8, 44).

Сергианство окончательно оформилось в июне 1927 г., когда сам митрополит Сергий (Страгородский) и его сторонники безусловно приняли крайне соблазнительную доктрину: "Церковь необходимо спасать ложью". Московская Патриархия по сей день считает ее своей первой и большей заповедью.

15 февраля 1930 г. митрополит Сергий и его Синод пропели пресс-конференцию. Вот ее основные вопросы-ответы.

Вопрос. Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется?

Ответ. Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. В силу декрета "Об отделении церкви от государства" исповедание любой веры вполне свободно и никаким государственным органом не преследуется. Больше того, последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость каких-либо гонений на религию.

Вопрос. Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к тому относятся верующие?

Ответ. Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но проводится это закрытие не по инициативе властей, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих.

Вопрос. Соответствуют ли действительности сведения, помещенные в заграничной прессе, относительно жестокостей, чинимых агентами соввласти но отношению к отдельным священнослужителям?

Ответ. Ни в какой степени эти сведения не отвечают действительности. Все это - сплошной вымысел, клевета, совершенно недостойная серьезных людей. (Цитируется по книге В. Куроедов. "Религия и церковь и советском обществе").

В 1942 г. Московская Патриархия выпустила шикарную книгу "Правда о религии в России". Вот образец краснопоповского новояза из той мерзопакостной "Правды":

"За годы после Октябрьской революции и россии бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей. Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих ее открытой линии честной лояльности по отношению к советской власти". /Там же, стр.26/.

В те годы лживые заявления сергианцев легко было оправдать страхом перед маузером и нежеланием отправиться в Магадан. Ни от кого нельзя требовать, мученичества. В семидесятые годы ложь стали оправдывать несколько иначе. Критику, "Великопостное письмо" А.И. Солженицына патриарху Пимену, священник Сергий Желудков писал: "Полная правда заключается в том, что легальная церковная организация не может быть островом свободы в нашем строго-единообразно-организованном обществе, управляемом из единого Центра. ...Одним из последствий Вашего обличительного письма будет еще большая дискредитация церковной иерархии в глазах тех, кто не понимает всей правды". Жизнь опровергла доводы сергианцев. Сегодня наше общество вряд ли назовут "строго-единообразно-организованным", а Московская Патриархия все так же стоит в бушующим океане незыблемым островом брежневско-черненковской стагнации.

Еще двадцать лет назад профессор Александр Шмеман отвергал подобные соблазны. "Сколько бы нам снова и снова не объясняли все это - нуждами верующих, пользой Церкви, невозможностью поступать иначе, сколько бы ни призывали к осторожности, пониманию, жалости, - оправдания этому позорному ужасу нет и быть не может". ("Вестник", .№ 108-110, с.143).

Еще две тысячи лет назад святые апостолы и евангелисты отвергли дьявольский соблазн спасать Церковь ложью. Они рассказали всю правду о себе, о том, как разбежались в страхе, когда Иуда предал Христа, как клялся и божился первоверховный апостол, что не знает человека сего. Рассказали, что Мария Магдалина была женщиной с весьма сомнительной репутацией. Зачем? Потому, что Церковь отвергает любой обман. Даже искусственные цветы, искусственные камни, искусственные благовония - одеколон и духи.

 

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Спасибо отцу Георгию за его острое и в высшей степени драматическое  Выступление, Мы благодарны русскому священнику за то, что он избрал нашу конференцию, чтобы поведать ту боль и печаль, которые переживает сегодня Русская Православная Церковь. Это тем более важно было услышать, ибо Молдавская церковь связана экуменически с Русской православной церковью. Само собой, что и Молдавская православная церковь раздираема теми же мучительными Противоречиями. С одной стороны - это необходимость сохранения традиций, а с другой стороны крайне нужны реформы, чтобы вписаться в ритмику и проблематику современного мира.

Я вижу, присутствующие здесь прелаты смущены и озадачены выступлением отца Георгия. Лично мне думается, что сама готовность русского священника обнажить перед всем миром боль и тоску своей Церкви уже является как бы гарантом здоровья Русской православной церкви и свидетельствует об огромном запасе обновления. Вместе с тем многие из присутствующих, Кажется, готовы поспорить с отцом Георгием. Я не знаю, уместно ли нам, в Кишиневе, на конференции, посвященной апостолу Павлу и проблемам Современного мира, открывать дискуссию о путях развития Русской Православной церкви?

Оставляю это на ваше усмотрение.

 

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz