Г-н ГЕЛЬМАН, писатель, Москва:

 

 

 

ОПЫТ АПОСТОЛА ПАВЛА В ПРЕОДОЛЕНИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

Я выступаю здесь исключительно от своего имени, никого не представляю. Я отношу себя к верующим атеистам, если можно так выразиться. Это, конечно, нелегкое словосочетание, абсурд, но я думаю, что сегодня многие, из России, в бывшем СССР согласились бы, что они именно таковы: верующие атеисты.

Недавно я был в Китае. Вы, наверное, знаете, что там нельзя иметь больше одного ребенка. И большинство семей в Китае не имеет больше одного ребенка. Мы обсуждаем здесь несколько отвлеченно возможность самоистребления человечества, рассуждаем о тотальных опасностях, а в Китае это уже происходит. Там у абсолютного большинства детей уже сегодня нет и никогда не будет братьев и сестер. Если бы Китай был христианской страной, трудно себе Представить, как это бы выглядело, как это могло бы быть. Как могли бы сочетаться религия и строжайший запрет иметь не больше одного ребенка.

Здесь говорили о том, что люди не знают меры в потреблении, имеют по 3-4 телевизора в семье и что скоро придется от такого роскошества отказаться. Я думаю, сокращение числа телевизоров можно пережить, а вот когда людям запрещают самовоспроизведение себе подобных, это уже действительно серьезное свидетельство того, что началась новая эра - эра тотальных опасностей.

Примерно до середины 20 века мы жили в условиях не тотальных опасностей, и это была совсем другая жизнь, - теперь то время кончилось и никогда больше не вернется. Если раньше, как бы плохо нам ни было в настоящем, мы могли надеяться, что в будущем произойдут изменения, исполнятся наши мечты и упования, то сейчас такие надежды по меньшей мере сомнительны. Кончилось время, когда настоящее надеялось на будущее, - сегодня происходит обратное: будущее надеется па настоящее. От того, что и как мы, живущие сегодня поколения, будем делать на этой планете, зависит, будет или не будет у человечества будущее. Я знаю, что существуют и другие точки зрения на то, от чего, от кого зависит наше будущее, я и сам надеюсь, что оно зависит не только от нас. Однако, будучи людьми, мы должны честно признать, что на сегодняшний день мы не знаем, как жить, как действовать в эпоху тотальных опасностей. Мы просто стараемся об атом меньше думать или надеемся, что как-то обойдется. Наука что-то придумает. Бог поможет. Какие-то природные процессы сами собой каким-то образом произойдут так, что проблемы разрешатся.

Недавно я проводил в последний путь моего знакомого. Незадолго до его смерти у нас был разговор, и я понял, что в наше время люди умирают без надежды на то, что жизнь будет существовать вечно. Я имею в виду жизнь здесь, на Земле, жизнь человечества. Прежде, когда такая надежда, даже уверенность, была, человек умирал спокойнее, его. утешало то, что, хотя его здесь не будет, останутся его дети, внуки, просто люди, и они будут всегда. Нет больше этого утешения. А ведь для многих людей, для верующих или таких верующих атеистов, как я, это было почти единственным предсмертным утешением. Сегодня жизнь другая, и смерть другая. Это очень трагическая смерть, это как бы двойная смерть: не только ты умираешь, но одновременно гибнет вся жизнь на этой планете, гибнет человечество.

Другое, о чем я хочу сказать: как люди относятся к новым опасностям. Так получилось, что несколько лет я жил на Камчатке и пережил там очень сильное. землетрясение, около девяти баллов. Перед моими глазами лопалась земля, и трещины были такие большие, что приходилось через них перепрыгивать. Кончилось это землетрясение (а до него были землетрясения поменьше, там все время трясло), и стало ясно всем, что жить на этом полуострове очень опасно - может произойти столь сильное землетрясение, когда погибнут все его жители. Однако почти никто тогда не уехал. Там люди жили и живут, население Камчатки, насколько мне известно, не уменьшается, а растет.

Бывал я и в Калифорнии, где тоже все время трясет, где тоже жить очень опасно и где тоже, несмотря на это, живут миллионы людей. Я также знаю, что ряд геологов высказывает серьезные предупреждения о возможных землетрясениях на территории центра России, в том числе в районе Москвы. Предлагается принимать меры предосторожности, может быть, даже подумать о переносе столицы России. Никакой серьезной реакции властей эти предупреждения не вызвали. Люди беспечны, люди дорожат своим сиюминутным покоем, люди боятся переездов, переселений, им легче как-то уговорить себя, что не так уж и опасно, что все мы во власти горних сил, и, вообще, надо жить, пока живется, а то переедешь в безопасное место и на второй день под машину попадешь.

Это очень серьезная психологическая проблема - как люди относятся к тотальным опасностям, которые и принципе вполне вероятны, но неизвестно, когда именно они разразятся. Совершенно точно можно сказать, что людей в первую очередь и больше всего беспокоят ближайшие, непосредственные опасности, а не принципиальные. Преодолеть эту психологическую инерцию очень трудно, просто невозможно, и это само по себе, чрезвычайно опасно.

По опыту истории мы знаем, что такого рода психологические тупики  преодолевались благодаря героическим примерам поведения отдельных личностной. Одной из таких личностей был, безусловно, апостол Павел. Для меня пример, и опыт апостола Павла представляется важным в двух аспектах.

Первый момент - чудо преображения человека, которое явил нам Павел. Ведь фактически история Павла - это история о том, как палач стал святым. К сожалению, мы знаем и обратные обращения, когда люди высокого благородства изменяются до неузнаваемости в дурную сторону. Но сегодня мы видим, особенно на территории бывшего СССР, немало обращений положительных. Задумайтесь над тем удивительным обстоятельством, что сами руководители коммунистического режима, его вожди, в том числе и здесь, в Молдавии, по собственной воле, по собственной инициативе режим этот развалили, демонтировали. И именно благодаря этому новый передел мира, а это именно новый передел мира, произошел, в отличие от всех предыдущих переделов мира, без мировой войны, минуя мировую войну. Конечно, мы здесь имеем дело с чудом, с вмешательством неземных, высших сил. Ничто меня так не убеждает в наличии Провидения, как произошедшие на моих глазах и последние годы невероятные перемены. Правда, к великому сожалению, в ряде мест кровь все-таки пролилась, погибли и еще гибнут люди.

Второе, что для меня важно в этом великом человеке, апостоле Павле, - огромное трудолюбие, огромная энергия, направленная на то, чтобы убедить людей в открывшейся ему истине. Он был неутомим в реализации своей апостольской миссии. В невероятно неблагоприятных условиях, униженный и гонимый, он, несмотря на все. препятствия, достиг поставленной перед собой цели.

Поэтому, если сегодня, и эпоху тотальных опасностей, остается какая-то надежда, то это надежда на появление мощнейших личностей, новых апостолов, которые своей невероятной энергией и целеустремленностью помогут людям освоить то новое мировоззрение, те новые (или, наоборот, старые) истины, благодаря которым человечеству удастся выбраться из тупика...

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Поблагодарим драматурга Александра Гельмана за его замечательное выступление. И если верующие атеисты так глубоко и широко понимают проблемы современного мира, если они так глубоко вникли в суть посланий апостола Павла, то позвольте мне усомниться в том, что они и в самом деле являются атеистами.

Слово предоставляется священнику из Костромы Георгию Эдельштейну.

 

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

Хостинг от uCoz