Г-н ХАМПЕЛЬ:

- Ваши Высокопреосвященства митрополит Владимир и архиепископ Анджело, дорогие друзья! Мы привыкли говорить о святом Павле, но мы никогда не должны забывать, что он носит еще одно имя - Саул. Между этими Именами находится очень важный элемент — покаяние. Я думаю, о Павле мы не сможем говорить без того, чтобы не затронуть понятие "покаяние". Когда в Индии 10 лет тому назад сын Грузинской ССР Абуладзе совершил Покаяние, я подумал, что у него очень хорошее чутье, он знает, в чем нуждается общество. Это очень надежная дорога к обновлению общества. Я, быть может, так думаю, потому, что знаю на собственном опыте, как необходимо покаяние. Вы знаете, что я немец, а для нас возвращение к цивилизованным народам было открыто только дорогой покаяния. Иногда создаются такие ситуации, когда ничто другое кроме покаяния не может им положить конец. Такое положение было после войны между нами и нашими соседями — немцами и французами, немцами и Поляками - тогда нужно было только покаяние. Например, отношения между Польшей и Германией. Нацистская оккупация нанесла Польше глубокие раны, а после войны Польша выгнала 7 миллионов немцев, хотя они жили там 70 лет. Было нелегко. Мы находились в тупике: как найти дорогу друг к другу? Польские епископы осмелились написать письмо немецким епископам. В этом письме есть чудотворная фраза: мы прощаем и просим прощения. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Коммунистическое правительство Польши свирепствовало: как это епископы могут говорить от имени польского народа и просить прощения у немцев? – это скандал! Это был один из редких случаев, когда церковь не опаздывает, а идет впереди. Позже, через пять лет, наш канцлер Вилли Брандт стоял на коленях в Варшаве. Так покаяние помогло нам найти дорогу к общему примирению.

Три или четыре года тому назад с целью донести этот опыт, с миссией Примирения я посетил моих сербских друзей (уже 10-15 лет я дружу и молюсь с ними). Трагедия этой земли была уже на горизонте, и я спросил у Митрополитов, могли бы они написать такое письмо своим хорватским коллегам. Они мне отметили: а если бы насиловали мою сестру, мою мать и убили бы их, я простил бы эти деяния христианам? Просить прощения мы не можем, что было бы ложью. Мне стало жутко. Я думаю, что здесь мы - в тупике. Конечно, я знаю: эти ужасы очень велики. Какая-то причина просить прощения была, но они не могли этого сделать. И это стало одной из причин теперешней трагедии. Главная причина этой трагедии в том, что военной партийной группе понадобилась война, чтобы сохранить власть. Вы, наверное, хорошо понимает что я не думаю, что русское и украинское население имеет такую ненависть к нам. Тогда кому-то понадобилась та война, а потом понадобилась эта. Все таки церковь слишком легко следовала этой дорогой, и это нас всех касается сегодня здесь уже не такая проблема, как она стоит с истреблением мусульман Боснии. Конечно, мы знаем турецкое, татарское, немецкое иго, но никакое иго нам не даст право истреблять народы. А если мы только наблюдаем за этим, если мы не протестуем, такой геноцид есть громадный шаг на пути к самоуничтожению.

Исламский мир нам никогда не забудет, что мы, христиане, истребляем ислам в Европе. Поэтому, я думаю, это нас касается. Иосиф Бродский, вы его хорошо знаете, написал о Боснии. Чеслав Милош - другой лауреат - тоже написал в Сараево, и я думаю, это нас всех касается. Протестантский пастор, заключенный нацистского концлагеря, после освобождения сказал: в 1933 году мы не протестовали, когда арестовали коммунистов, так как мы не были коммунистами. Мы не протестовали, когда арестовали социалистов - мы не были социалистами. Так же и когда арестовали католиков - мы были протестанты. В конце концов, они пас арестовали, и уже никого не было, кто мог бы протестовать. Права человека едины для всех людей. Я присутствовал в Москве на собрании офицеров. На нем полковники говорили: мы великий народ, у нас блестящая армия, но мы, русские, коварные люди, смотрим, что делают наши друзья в Сараево, это наш пример. Вся Европа будет платить за то, что она не успела и не хотела воспрепятствовать этой агрессии и остановить этот геноцид.

Митрополит Кирилл проявил смелость, выступив столь конкретно. И я думаю, что мы здесь, на этом заседании, не можем закрыть глаза на такую трагедию, мы должны подумать серьезно. Я не требую, чтобы все разделяли мое мнение ~ это невозможно. Но все-таки мы не можем оставаться равнодушными, особенно к судьбам детей, ведь 16 тысяч детей уже погибло в Хорватии и Сербии. Нам угрожает демографическое нашествие мусульман. Разве можно так истреблять детей? Нет, это невозможно! И все эти жертвы - 3 миллиона человек, которые потеряла страна ~ это действительно не мелочь после второй мировой войны и после всех уроков, которые нам дали Гитлер и другие. Очень важно нам об этом помнить. Принимая во внимание покаяние, прощение, каждый из Пас должен подумать, как может помочь, чтобы этой трагедии не было, чтобы следовать словам Св. Павла, который знал это. Скверно! понятие "этническая чистка" - это новое понятие в политическом словаре - противоречит словам Св. Павла в Послании к Галатам: "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Благодарю за внимание.

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Разрешите от имени конференции поблагодарить профессора Адольфа Хампеля за его честное, открытое, прямо-таки кровоточащее выступление. Поразительно, как переплетены судьбы человеческие в современном мире! Вот, к примеру, в списке выступающих они стоят рядом — Адольф Хампель и наш гость и земляк, известный не только в России, но и далеко за ее пределами драматург Александр Гельман.

Мы с Сашей Гельманом земляки, оба с севера Молдавии, он из Дондушень, я из Хородиште, между этими двумя поселениями всего каких-нибудь восемнадцать километров. Мало кто из присутствующих знает, что семья Александра Гельмана во время войны погибла вместе с многими и многими тысячами бессарабских евреев.

Адольф Хампель — австриец из Судец, тоже был изгнан войной с малой родины. По Возрасту во второй мировой войне он не участвовал, но его старший брат, Иохан, был Призван фюрером и держал в руках карающий меч нацизма. Гельман же и его семья - жертвы той войны. Сегодня, благодаря Великому Апостолу язычников, мы вместе сидим за этим столом и говорим о том, как отвести новые беды и катастрофы, грозящие миру. Слово - драматургу Александру Гельману.

 

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

 

 

Хостинг от uCoz