Клаус-Петер МЕРЦ

Эрфурт, Германия:

 

АЛЬТЕРНАТИВА ДУХА, ВИДЕНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЫ ПО АПОСТОЛУ ПАВЛУ

 

Во все времена существуют такие ключевые слова, которые оказывают на многих людей особое, чарующее воздействие. В них выражаются надежды и чаяния, а вместе с ними и страхи той или иной эпохи.

Еще не так давно много говорилось в этом смысле о "будущем", о "развитии" или о "прогрессе". В этих словах выражалась почти безграничная вера в технический прогресс. Однако на смену такому оптимизму пришел явный скепсис. Сегодня в ходу иные ключевые слова. Одно из них - "альтернатива". В атом понятии выражается ощущение того, что людям нужна новая ориентация, потому что при ныне действующих масштабах развития истории ставится под угрозу существование не только их, но и Земли, на которой они живут. Наращивание военного потенциала; обострение экологического кризиса, недостаточная готовность людей к миру и Примирению - вот те угрозы, которые человек сам для себя создал. Представить себе апокалипсис стало возможным.

Можно не удивляться тому, что перед лицом этой ситуации многие люди задаются вопросом об истинных альтернативах: о новом мышлении, о новой солидарности людей, о человеческой деятельности, о бережном обращении с ресурсами нашей Земли.

Эта совокупность обстоятельств имеет нечто общее с ситуацией, которую описывает Павел. И он также видит в человеческом обществе набирающий силу разрушительный процесс, и он также ориентирован на то, чтобы показать "альтернативу" этому процессу. Это как "обязанность" лежит на нем (1 Кор. 9,16 и далее), без устали скитается он по малоазиатскому пространству, чтобы хотя бы в нескольких местах собрать людей, охваченных идеей выбора единственно возможного решения.

И, тем не менее, эта альтернатива исходит не от рук человека, а от руки Бога. Всевышний и его деяния ~ единственная для него альтернатива, оставшаяся Потерявшему самого себя миру. Бог хочет даровать "примирение", и это примирение Можно осуществить уже сегодня. Оно начинается тогда, когда люди объединяются в осмыслении Иисуса Христа и в духе Бога преодолевают эгоизм и своенравие.

Об этой "альтернативе духа" и хотел бы я здесь сказать. В частности, хочу Поделиться некоторыми мыслями относительно понимания христианской общины, которая, согласно  апостолу Павлу, должна сделать видимым дарованное Богом "примирение" мира с человеком.

1. Видение примирения и христианская община

1.1. Послание к Римлянам является важнейшим писанием апостола Павла, поскольку здесь он подробно анализирует, что означает для человека деяние Божие в Иисусе Христе. Именно в трех первых главах Послания к Римлянам он рисует темную и безысходную картину ситуации, в которой находится человечество. Люди - так толкует Павел - охвачены своекорыстными мыслями и делами; человеческий мир все более погружается в себя; кажется, что уже не остановить этот смертельный круговорот. Особенно в первой главе Послания к Римлянам (1-32), размышляя о тогдашнем языческом мире, Павел воочию демонстрирует нам их образ жизни, который имеет нечто общее с процессами, происходящими и нашем современном мире. Там идет речь о человеке, "взбунтовавшемся против Бога" (Kasenmann), который сам хочет быть мерой своих деяний. Он ставит тварь на место Творца; он больше не хочет возносить благодарность Творцу. Такое отношение омрачает его сердце и замутняет его нравственное сознание. Он становится глухим к голосу творения и уже не может осмысливать его как указание на Бога.

Общение между людьми рушится, и социальное устройство распадается. Мир оказывается в безвыходном круговороте вины, в котором он становится судом самому себе. Бог оставляет людей, чтобы они действовали по своему разумению. И Павел однозначно констатирует: "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3.23), что означает: такое состояние мира носит всеобщий характер, ни один человек не может высвободиться из него своими силами.

Однако эта мрачная картина - не главный момент в благовествовании Павла. Она является лишь своего рода предпосылкой. Ведь Апостол хочет возвестить, что Бог преодолел эту безысходную ситуацию. Он даровал человеку альтернативу смертельного круговорота мира, довольствующегося самим собой, предложение примирения. Собственно говоря, внешне состояние мира остается прежним, однако и старые структуры Бог уже включил предложение святости и спасения. Тот, кто примет Евангелие, будет изъят из этой нечестивой ситуации и спасется. Там, где таким образом создается христианская община, она осознает себя как сообщество спасшихся, которые были изъяты из процессов разрушения. Однако община не может заботиться только о собственном спасении. Ведь в Иисусе Христе всем людям предложена такая альтернатива жизни. Христиане всегда будут понимать свое собственное спасение в соединении с еще не избавленным миром и жить этим. Это означает, что повсюду, где возникает община в духе Иисуса Христа, она приносит спасение, которое Бог хочет даровать всему миру. Она - таково видение Павла - должна стать знаком против разрушительного круговорота мира.

1.2. Из анализа наших размышлений возникает вопрос: Что же для Павла означает "быть спасенным"? Очевидным для него является то, что община не только вырвалась из круговорота зла. Если мы проследим и далее видение Павла, то должны будем сказать еще больше: община не только вышла из круговорота зла, она также была включена в новое "жизненное пространство" с новыми ценностными мерками и надеждами.

В шестой главе Послания к Римлянам Апостол конкретизирует это положение "пространственными" представлениями: в смерти и воскресении Иисуса Христа Бог создал в самом мире новое жизненное пространство, "сферу нового духа". В эту "сферу" человек вступает при крещении - он в нее "вкрещивается". Это новое "жизненное: пространство" дарует принявшему крещение опыт Иисуса Христа в Святом Духе и единство общины. Оно означает также и переход к новому мышлению и деяниям и духе Иисуса Христа, поскольку это жизненное пространство целиком и полностью создано смертью Иисуса Христа и проникнуто ею. "Креститься в его смерть означает также быть отмеченным его смертью, жить так, чтобы она определяла все поступки и побуждала к ним. Павел объясняет это на своем личном примере, когда говорит о том, что он носит шрамы Христа на своем теле, и уже не он живет, а Христос в нем живет. Это относится не только к Павлу, но и ко всей общине. Говоря конкретно, община для Павла является сферой нового мышления и действий. Знание того, что Христос умер за нас и что мы теперь живем только для него (2. Кор. 5,14 и далее) ведет к новому характеру сознания, уже не осуждающего другого по человеческим масштабам (5,16)... Тот, кто в лике распятого и воскресшего Господа уидит отсчет Божией благодати, сиявшей в утро творения (2. Кор. 4,6), тот и в лике ближнего) распознает черты Христа: естественная самоизоляция человека преодолевается. Это является возникновение нового сообщества (H.-LKlauck). Павел применяет для этой действительности также шифр "быть по Христе". Эту формулу сложно толковать, поскольку ею Апостол стремится охватить всю полноту вероисповедального опыта. В отдельных местах это означает просто понятие "быть христианином" или "принадлежать общине", в других случаях она указывает на создание побои жизни смертью Иисуса Христа, и наконец, в иных местах она прямо нацелена на пространственное представление - новое "жизненное пространство", позволяющее утерь и жить по-новому. Однако наиболее конкретным образом это понятие выражено во Втором послании к Коринфянам (5,17): "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; прежнее прошло, теперь все новое". Это означает: Новая тварь происходит при призвании и при обращении, при крещении (Гал. 6,15), при вступлении в общину, при возникновении общины и, прежде всего, там, где эта община начинает жить в духе Христа. Там, где люди живут ради других, преобразуется мир, тогда они как община представляют собой конечный по времени новый проект, задуманный Богом для мира (H.-J. Klauck). Эта действительность Христа не является, однако, лишь духовной данностью, скорее видна в совместной жизни общины. В Послании к Галатам (3,28) мы читаем в отношении общины: "Нет уже Иудея, ни язычника, нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Это не говорит от устранении социальных и этнических различий, однако это ясно указывает то, что они изнутри перекрываются новой формой широкомасштабного единства: это опыт изменившегося мира.

2.3. Однако действительный горизонт всех этих высказываний Павел называет во Втором послании к Коринфянам (5,18 и далее): "Все же от Бога, - имеется в виду новая жизнь во Христе, с Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения". Да, именно Бог был  тем, кто во Христе Примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и доверил нам слово "примирение".

Всеобщее примирение с Богом, охватывающее все человечество, возникает в Перспективе. Оно появляется как утешительная антитеза мрачному описанию ситуации В мире, данной в начале Послания к Римлянам. В связи с этими двумя аспектами сегодняшнему читателю становится ясно: вот в чем кроется глубочайшая сущность избавления: власть зла, разрушившая общность людей с Богом и между собой, сломлена. Тот круговорот, который ввергает людей в состояние изоляции и страха, борьбы за власть и хаоса, разрушен. Бессмысленность и смерть объяты любовью Бога и предсказанием жизни. Богом самим создано новое, никогда не приходящее сообщество. И тем самым перед людьми открывается путь, делающий совершенным все, для чего, собственно, и создавалось творение (по G.Greshake).

На этом горизонте и стоит благовествовательное служение Апостола и вес существование общины. Служение Апостола направлено на то, чтобы передать слово примирения как единственную альтернативу конкретных событий, происходящих в мире. Поскольку такое примирение предлагается всему миру, то и его миссия служит всему Космосу. Поэтому и отправляется он из Антиохии в Малую Азию из Малой Азии в Европу и в конце концов собирается побывать в Испании - ведь он чувствует себя "должником" всего мира и не может не передать это послание людям. В этот процесс вовлечена и община: и она "должна" дать миру свидетельство примирения, своей жизнью подтвердить значение этого слова, сделать примирение очевидностью, живой действительностью, воплотить его в себе и осуществить на деле — не только ради своего собственного спасения, сколько во имя других людей и их жизни. Община, церковь, осмыслив себя на этом большом горизонте примирения, не забудет, что и мир ей должен дать: послание, надежду, опыт нового совместного бытия и любви под знаком Креста, готовность идти с ней всеми путями, ведущими к лучшему.

2. Практика примирения в христианской общине

Мы попытались несколькими штрихами изложить видение Павла о примирении и значение христианской общины. Мы увидели, что община должна поручиться перед людьми за такую решающую альтернативу, даже должна как-то обозначить ее. От общины требуется практика примирения. И этого снова и снова требует Павел от своих общин. В этой связи мы можем сослаться на множество напоминаний, мы могли бы привести массу исполнений, стоящих в общинах Павла под знаком совершения. Поэтому я хотел бы привести только два наглядных примера, особенно отчетливо свидетельствующих о том, что христианская практика ставит под вопрос всеобщую практику человека. Речь идет о двух "конфликтных случаях" в общинах Павла: разногласии между сильными и слабыми в Коринфе и случай с беглые рабом Онисимом, о котором рассказывается в Послании к Филимону.

2.1. Сильные и слабые в Коринфе

Раннехристианские общины были организованы не так, как наши сегодняшние общины. Это были "домашние церкви", являвшиеся местами нового сообщества, нс известными по своему типу в эпоху поздней античности.

В Деяниях святых Апостолов (18) мы читаем о возникновении такой общины в Коринфе: Павел провозглашает в синагоге Коринфа Послание спасения в Иисусе Христе. В синагогальной общине происходит раскол, и те, кто уверовал в Иисуса Христа, были исключены из нее. Христианская группа приходит в дом одного из сторонников Павла. Здесь они встречаются, устраивают общинные трапезы, празднуют Святое причастие и укрепляют друг друга в вере. Семья хозяина как бы принимает других в свое лоно и дает им участвовать в своем бытии.

Такое сообщество ни в коей мере не беспроблемно. Ведь в конечном счете здесь встретились в самом узком пространстве разные люди: бедные и состоятельные, свободные и рабы, иудеи и язычники, женщины и мужчины. Нигде больше в период поздней античности ни один отец семейства не пригласил бы к общему столу в свой дом столь "смешанную группировку".

И в домашних общинах такое совместное проживание не обходилось без трудностей. Однако не могло остаться без последствий то, что это сообщество объединилось во имя распятого Иисуса Христа, то, что они сообща размышляли о его смерти и преломляли хлеб друг для друга. Не могло остаться без последствий и то, что один принимал другого, давая друг другу общение и средства к существованию. Так росла община, в которой различные группировки интегрировались в единую общность. Росла воля к новой форме совместного бытия, оставившей далеко позади себя все прочие опыты сообщества. Домашние общины воспринимали это как дар Божий, как опыт его Духа и как предвестие примирения всех людей.

Из этого опыта возникло то, о чем Павел пишет в Послании к Галатам: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал., 3,28). Он дает понять, что Несмотря на все различия община объединилась в охватывающую все сферы общность. Даже если старые структуры и сохранятся, взаимоотношения между рабами и свободными юридически не отменены, иудеи и язычники не могут вычеркнуть из Памяти свое происхождение, - тем не менее уже вполне ощутимо вырисовывается новая действительность.

И не в последнюю очередь именно эта форма общности способствовала тому, что христианство сделалось привлекательным и конкурентоспособным среди религиозных группировок античности. И это также было то новое сосуществование, которое оказывало опасное воздействие на внешний мир. У некоторых, кто знал христиан лишь понаслышке, складывалось впечатление, что будто бы Христианские общины хотят отменить общественное устройство. Тем самым было очень верно Прочувствовано, что здесь наметилась альтернатива, выразившаяся в новом сосуществовании людей и ставящая под сомнение обычный ход жизни общества.

"Домашняя церковь", о которой идет речь, в значительной степени несла на себе отпечаток празднования "причащения Господня". Община познавала при этом себя как единую общность, собравшуюся, чтобы отпраздновать Причащение Господне. Праздник евхаристии (причащения) в то время, разумеется, проходил не так, как это принято сегодня в наших церквах. Главное отличие заключается в том, что он был соединен с дружелюбной трапезой всей общины, что было на пользу прежде всего ее беднейшим членам. Эта связь между празднованием Святого причастия и общинной трапезой имела важное значение для ранних общин. Ведь таким образом любовь Бога в Иисусе Христе, сообщаемая принятием евхаристического дара, воспринималась общиной в служении друг другу. Понятно, что эта общинная трапеза воспринималась ими как предвестница грядущей праздничной трапезы (Деян. 2,41 и далее).

Сколь важны эти взаимосвязи для видения Павла, становится понятным при описании их разрыва. Я имею в виду раскол, происшедший на праздновании Тайной вечери в общине в Коринфе (1. Кор. 11, 17-34). Неимущие не могли в той же мере распоряжаться своим временем, как это делали состоятельные, и приходили на общинную трапезу позже их. Те же поспешали есть свою пищу, не дожидаясь бедных. Лишь священные знаки хлеба и вина для Снятого причастия оставляли они до тех пор, пока не соберутся все остальные. Так и получалось, что неимущие, для которых трапеза насыщения и была в основном задумана, голодными принимали Тело Господне, в то время как состоятельные были сыты и пьяны.

Павел говорит об этой ситуации с необычной жесткостью: "...собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню". Община, которая собирается таким образом, уже не община Иисуса Христа. В своем поведении она вновь уподобилась нечестивым структурам этой эпохи, она уже не стоит под знаком примирения и спасения. Даже если в то время было повсеместно принято, чтобы поведение за столом носило отпечаток социальных различий, чтобы знатным за тем столом подавались лучшие блюда, чтобы именно они определяли правила трапезы — в христианских общинах такого быть не может, поскольку от этого погибает примирение. Поэтому со всей настойчивостью Апостол призывает общину положить конец такому недопустимому положению вещей. Он напоминает ей о том, что праздник Святого причастия находится под знаком смерти Господа и переносится любовью Бога. Такой праздник никогда нельзя делать закрытым для других, его, скорее, следует открыть для общения друг с другом и по-новому обосновать это общение. Посредством обычной для античности картины тела он указывает на взаимосвязь всех членов в "Теле" Христа, которым является община. При этом он поясняет, что те члены, которые "нам кажутся менее благородными в теле, о тех более надо прилагать попечение. Божий дар примирения нуждается в практике примирения,

В настоящее время церкви не могут просто копировать образ жизни общин св. Павла, однако Павел и его общины должны напоминать им о том, что они обязаны дать этому миру свидетельство нового сообщества.

2.3. "Случай" с Онисимом

Короткое. Послание апостола Павла к Филимону часто упускают из виду, обращая внимание лишь на большие его послания. Однако именно это, уместившееся на единственном листе папируса, дает нам представление о практическом осуществлении примирения, которое Павел требует от своих общин.

Следует вкратце напомнить подоплеку письма: от своего хозяина, христианина по имени Филимон, сбежал раб - Онисим. По всей вероятности, во время побега он захватил с собой и хозяйские деньги. Очевидно, Онисим попал в трудную ситуацию и обратился за помощью к другу своего хозяина, а этим другом был ни кто иной, как апостол Павел. Он принимает Онисима и обращает его в веру в Иисуса Христа, желая, чтобы Онисим помог ему в его миссии благовествования. И, тем не менее, он не оставляет Юнисима у себя, а отправляет обратно к его хозяину. При этом дает ему сопроводительное письмо - Послание к Филимону, которое мы сегодня находим в Новом Завете.

С современной точки зрения, можно было бы спросить Апостола, не Приспосабливается ли он в данном случае к обычаям своего времени. Подобные рекомендательные письма для беглых рабов нам известны из античности. Не закрепляет ли Павел своим поступком бесчеловечный институт рабства?

Если же рассмотреть послание более обстоятельно, то становится Очевидным, что Павел лишь внешне придерживается общепринятой формы, на самом же деле он преследует совершенно иные цели. Это становится понятным уже с первых слов, когда указываются адресаты: Филимону, его Жене Апфии, сподвижнику Архиппу и, наконец, "домашней твоей церкви" (Фил. 2). Тем самым намечаются новые мерки: уже не беглый раб возвращается к своему хозяину, а "брат во Иисусе Христе" входит в домашнюю христианскую общину. Послание показывает, что проблемный случай, о котором в нем идет речь, является не личным делом Филимона, а призывом к общине в целом (P.Stuhlmacher). В этом смысле Павел пишет: "…может быть, он (Онисим) для того на время отлучился, чтобы тебе Принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного..." и далее: "...если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня". Это означает: Филимон должен принять Онисима как брата. Тот в служении Евангелию стал совершенно равным своему хозяину. Занимать какой-то Пост внутри общины ему не разрешалось из-за его рабского сословия. Он принимает участие в Святой вечере и обменивается с другими братским поцелуем (P.Stuhlmacher).

Павел особо выделяет эту мысль, упоминая в начале Послания о любви Филимона к Господу Иисусу и собратьям по вере в своей домашней общине. Каждому известно, что такая любовь всегда должна быть ориентирована на воспоминание о Иисусе Христе, отдавшем за нее свою жизнь. И Апостол рекомендует Филимону возлюбить такой же любовью беглого раба Онисима. Как видим, суть, содержащаяся в Послании к Филимону, отличается от тех, что мы находим в аналогичных рекомендательных письмах эпохи античности. Павел не апеллирует к милосердию, разуму или хорошему воспитанию Филимона, как это делают античные авторы в сопоставимых случаях. Он просит для раба Онисима лишь одного, но это больше, чем все прочее: Филимон и его община должны принять Онисима во имя любви к Христу.

Вместе с тем возникает вопрос: почему же все таки Павел отсылает Онисима обратно. Ведь он хотел его оставить у себя в качестве помощника в осуществлении своей миссии благовествования. Павел дает пояснение: "Я хотел при себе удержать его, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно" (13-14). То есть, Павел заботится не просто об освобождении Онисима, - он говорит о любви, которую надо проявить, и о примирении, которое представляет собою нечто большее. чем согласие со свершившимися фактами. Он говорит о том, что оба должны принять друг друга в любви Христовой, как братья. Потому и отправляет Онисима к его хозяину потому и заставляет Филимона встретиться с рабом, который явно навредил ему. Он не может и не хочет избавить их от этого усилия, поскольку речь идет об общине и о любви, а также потому, что любовь - есть видимый знак примирения.

Тем самым рабство не отменяется, однако в старые структуры привносится новый образ мыслей, который меняет все. Отныне суждения выносятся не обычным образом, а с точки зрения примирения, дарованного во Христе.

 

Заключительные соображения

В "диалоге" с апостолом Павлом предпринята попытка поиска альтернативы саморазрушительным путям человека. При этом мы столкнулись с общинами, организованными не так, как наши церкви, практику которых мы не можем просто скопировать. Мы столкнулись с проблемами, которые невозможно сравнить с теми, что стоят перед нами.

Но мы столкнулись также и с большим видением апостола Павла, выраженным в понятии "примирение": Бог дарует новую жизненную возможность, по его поручению Павел предлагает людям примирение как новый путь.

Однако это видение примирения станет пустой "утопией", если не найдет в этом мире и видимого "подтверждения". Это место принадлежит общине. Находясь в центре всех противоречий, она призвана осуществить примирение. Это не только настроение и эмоции, но и готовность к новому мышлению, искусно прокладывающему пути примирения в стране бездорожья. Такая практика примирения делает насущным примирение Бога в этом мире. Она свидетельствует и сообщает о том, что Бог сделал, что он делает сейчас и что совершит в будущем. Павел не оставляет никаких сомнений в том, что христианская община должна явить миру практику примирения как свидетельство примирения.

В заключение я хотел бы привести один из текстов, где и трех напоминаниях Павел обобщенно описывает положение христиан в мире (Рим. 12, 1 и далее).

Первое напоминание: "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благородную Богу, для разумного служения вашего; И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашей; чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная".

Христианам нельзя приспосабливаться к старым, отжившим свой век обычаям поступкам, они должны отрешиться от всего, что означает смерть и разрушение. Вместо этого они должны создавать в этом мире новый образ жизни. Они не должны бежать из общества, ведь они должны являть людям свидетельства жизни.

Выражать свидетельства христиане должны не так, как во времена Павла, однако им никуда не уйти от того, чтобы самим характером своего сожительства, Практикой примирения не являть людям свидетельство примирения. То, в чем мы нуждаемся и что мы должны людям, есть, в конечном счете, дух примирения, Постоянно раскрывающий со всей фантазией, любовью и послушанием новые пути Сосуществования.

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Разрешите от вашего имени поблагодарить г-на Мерца за его интересное и в высшей степени своевременное выступление. В самом деле, наши темпераментные Латино-славяно-иудейские споры давно пора было охладить струёй немецкого национализма, который должен был несколько успокоить и напомнить нам, что до Истины еще далеко, очень далеко.

Что касается результатов работы второго дня конференции, наша совесть может Нить спокойной: мы не потеряли высоту размышлений, которую достигли вчера. Более того, вчерашняя высота как бы стабилизировалась, наполнившись новым дорическим и философским содержанием. Еще раз благодарю всех участников за работу, а тем, кому по неотложным делам надлежит вернуться к своим обязанностям, пожелаем счастливого пути.

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

 

Хостинг от uCoz