Владимир ПЕТЕРКА,

священнослужитель, профессор

 Ясского теологического

 римско-католического института:

 

БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ КАК СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

 

Я с радостью согласился участвовать в работе международной, межконфессиональной конференции, проводимой в Кишиневе, и с самого начала скажу, что с еще большей радостью принял предложение поделиться своими размышлениями на тему "Божья благодать как сущность учения апостола Павла".

От всей души приветствую проведение конференции; посвященной теологическому мировоззрению великого Апостола. Я часто спрашивал себя, каким было бы сегодня христианство без вклада апостола-гения, которого Иисус призвал и сделал из него настоящего столпа христианства. Благодаря своей культуре и божественному откровению апостол Павел вывел христианство из ограниченного пространства Палестины и перенес его в благородный мир греческой культуры и философии. Сегодня можно говорить о Павловой теологии, которую Апостол развил творчески, страстно и умно, поднимая самые различные проблемы, не умаляя при этом ни силы подлинного христианства, ни сущности проповедуемого Иисусом Евангелия, ни послания Ветхого Завета, который Павел изучил и адаптировал к новым условиям жизни.

Пытаясь создать портрет великого Апостола, я мог бы сказать следующее: мы можем представить себе Павла как пламенного миссионера, как ответственного основателя многих христианских общин в пространстве греческого мира, как ревностного служителя Церкви, которую вначале преследовал, затем защитил ценой собственной жизни. Мы можем представить его себе в равной степени как пастора с открытой душой, как плодовитого писателя, но и как глубочайшего богослова. Истоки христианской Церкви неразрывно связаны с жизнью и деятельностью апостола Павла.

Без всяких преувеличений можно сказать, что понятие "благодать" /" ?????"/ Принадлежит исключительно павловому теологическому языку, являясь центральным Концептом в мышлении Апостола.

В Новом Завете термин "благодать" используется более 150 раз; из них 100 раз – устами Павла. Примечателен и тот факт, что слово это употребляется в единственном числе, а для множественного числа применяется слово "дары". Следует отметить, что Павел использует слово "благодать" с различными смысловыми значениями.

1. "Благодать" в смысле "благодарение":

"Благодарение Богу, - пишет он в Послании к Римлянам, - что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя" (6,17; 7,25; 1 Кор. 15, 57).

2. Иногда термин "благодать" относится к сборам, которые проводил Павел в своих общинах для братьев из Иерусалима:

''Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим" (1 Кор. 16, 3).

3. Павел применяет слово "благодать" в приветственных формулах; пример тому - его Послание к Римлянам:

"Всем находящимся в Риме ... благодать вам и мир от Бога Отца нашего..." (1, 7).

Можно предположить, что подобные формулы приветствия идут из литургии, где, по всей видимости, термин "Благодать" применялся вместо другого греческого термина  ????? - то есть милосердие.

Специфичным для Павловой теологии является использование слова "благодать" В чисто теологическом смысле, то есть благодать, ставшая реальностью через Крест Иисуса Христа: "Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2,21).

"Благодать", с точки зрения Павла, не соотносима с какими-либо человеческими заслугами, это действие исходит от Бога и через него человек становится в глазах Создателя новым творением. Павел использует слово "благодать" неоднократно в Послании к Римлянам, известном глубиной теологической тематики, а также сложностью толкования. Он подчеркивает со всей силой убеждения, что "благодать" – дар от Бога.

В Послании к Галатам Павел делает шаг вперед в семантическом применении термина ''благодать", определяя его как спасение, дарованное нам исключительно через Иисуса Христа и к которому призваны христиане (1, 6).

В равной степени "благодать" означает спасительную силу, которой Апостол был призван служить Иисусу Христу (Гал. 1,15), иными словами, само апостольство – благодать Божья (2, 9). В Послании к Филиппийцам Павел пишет: "Я имею вас и сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати" (1, 7). Очевидно, что Павел здесь ссылается на спое апостольское страдание, почитая его благодатью.

Благодати присущ смысл избавления для того, кто ошибся, или для тех, кто не полностью порвал с Синагогой, надеясь стать праведниками от закона (Гал. 2,21; 5,4): "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати".

Бог ниспосылает свою благодать только тем, кого он призвал и избрал (Рим. 1,5), но даже на них благодать не ниспослана в равной мере, она развивается и ассимилируется по-разному, становясь особыми дарами, называемыми харизмами. Красноречивым в этом плане является теологическое размышление Павла в своем Послании к Ефесянам, резюмирующем его концепцию в целом о понятии благодати:

"Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (2,7).

К сказанному выше напрашивается вывод, порожденный вопросом: в чем состоит по сути вклад Павла в Теологию о Благодати3 Павел развил собственную функциональную концепцию об Истории Спасения, которой была присуща связь со Смертью и Воскресением Христова. Это - необходимая предпосылка для крещения и спасения, к которым призваны христиане. Ту же благодать для Павла означал тайный призыв к апостольскому служению, которому он следовал ревностно и с полной отдачей.

Уважаемые присутствующие, мне хотелось бы предложить вашему вниманию два отрывка, в которых Павел с присущей ему манерой анализирует последствия благодати для своей личной жизни. Я это делаю для того, чтобы доказать, насколько актуально его учение о благодати, и вместе с тем показать, что понятие "благодать" является фундаментальным пунктом, сущностью его апостольского учения.

Первая цитата: "Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что семь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15, 9-10).

Первая цитата, в равной степени впечатляющая по силе своего откровения, взята из Послания к Ефесянам: "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар Не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе." (2, 8-10). Здесь Павел подчеркивает тот факт, что спасение приводит к тому, что мы становимся новым творением, что свидетельствует о природе работы Бога в нас Павел не забывает, однако, отметить и участие человека в акте спасения, добавляя слова "на добрые дела", которые Бог предназначил исполнять человеку, который также причастен к акту спасения. В творческой манере, адаптированной к сущности христианства, Павел продолжает по сути милосердные деяния Божий времен Ветхого Завета, такие, как, например, призыв Авраама и других старейшин, исход из Земли Рабства в Землю Обетованную, создание синайской общины Моисея, мессианские обещания, многократное прощение Израилю в прошлом. Это и многое, другое являются дарами Божиими, подтверждающими новое измерение бескорыстности, проистекающей из любви Господа Бога к людям ногой общины, основанной Иисусом Христом, о чем убедительно говорил евангелист Иоанн в своем благовествовании "И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан. 1,16-17).

 

Г-н Зубов:

- Я очень благодарен профессору Вайсу за блестящее выступление, в котором он затронул две важнейшие темы, в сущности стоящие в названии нынешней Конференции. Это проблема свободы и проблема нации. В обоих случаях даны очень точные определения. Идея свободы как свободы от смерти, свободы предельной, а не какой-то из свобод этого мира. Это очень важная дефиниция. Потому что одна из важнейших проблем современности заключается в том, что мы, христиане верующие; очень часто рассматриваем Бога как некоего помощника в наших земных делах, как некоего доброго дядю. Чтобы страна не распадалась, чтобы экономика процветала и "да поможет нам Бог". Но задача наша иная - это свобода от смерти, это асхатологический уклон личности, который сейчас в значительной степени забыт, действительно является пафосом и центром и Павловых посланий, и его христианства. Профессор Вайс напомнил об этом и заметил, что в сущности о решении проблем этого мира говорилось в проповедях Павла, дабы помочь этому миру перейти, как мы любим говорить, в лучший мир, в абсолютный, в вечный мир - для этого говорил апостол Павел. Это первый, очень важный момент. И второй - это вопрос нации.

К сожалению, и на Западе, и на Востоке очень часто склоняются к тому, что религия оправдывается нациями. Я наблюдал не раз у нас в России, в нашей православной среде употребление понятия исторической религии для оправдания веры. Поскольку мы бь1ли исторически православны, нам надо продолжать быть православными. Альтернатива иньк религий, иных деноминации в России отвергается потому, что Россия была всегда православной. Я сегодня услышал о том, хотя знал об этом и раньше, но услышал вновь о том, что Европа оправдывается христианскими корнями. В сущности это то же самое. Оказывается, мы христиане потому, что наши отцы и деды были христианами, а не потому, что мы уповаем на спасение во Христе и ищем обоженье через Него и в Нем. Если Христианство - это историческая религия Европы и России, то индийская нация существует потому, что она индуистская. Китайская так же. Для нас христианство стало язычеством, паганизмом, религией земли, отцов по плоти. Ведь на самом деле наши корни как раз в язычестве, которое и есть "религия Земли". Христианство же - религия Неба.

Наши корни - в славянском язычестве. Задача - преодолеть это. Вспомним, что Христианство действительно обращено в будущее и не в коем случае не в прошлое. Что Христос вчера и сегодня и всегда тот же. Что не корнями нашей истории оправдывается наша вера, а только нашим личным представлением о Христе, Предстоянием Христу. И если мы начинаем рефлектировать прошлое, то впадаем, по сути, простите, в старческий маразм культуры и христианства. Религия тогда становится традицией, формой исторического бытования, и тогда-то она в конечном счете может привести к какому-то межнациональному конфликту, как теперь в Югославии или в Закавказье. Надо понимать христианство как твою уникальную возможность обоженья, вечного бытия в Боге, твою свободу от смерти. Здесь, в этот момент конфликт исчерпывается. Проблема самоуничтожения человечества – это проблема, когда мы христианство видим инструментом этого мира. Как только мы начинаем видеть христианство способом преодоления этого мира, проблема самоуничтожения действительно начинает, на мой взгляд, разрешаться. Я думаю, что доклад профессора Вайса – один из важнейших докладов на нашей конференции и отвечает на ее главный вопрос, главную проблему, за что хотел бы его поблагодарить.

 

Г-нДРУЦЭ:

-               Спасибо Вам большое, весьма существенное выступление. Кто еще желает?

 

Отец Георгий ЭДЕЛЬШТЕИН, Кострома, Россия:

- У меня, с Вашего позволения, один вопрос. Я сейчас задумался, но ответа на него не знаю. Куда направлено христианство; в прошлое, в будущее или в сегодняшний день? Вчера цитировался апостол Павел (второе Послание): все ныне время благоприятно, все ныне день спасения. Мне кажется, что христианство всегда обращено в день сегодняшний – вот сейчас день спасения. Он не был в прошлом, его нет в будущем. Коммунизм нас все время звал в будущее. Прообраз коммунистического идеала - это пучок сена, подвешенный на длинной палке перед носом осла. Осел все время бежит, чтобы догнать этот пучок. Вопрос национализма, я думаю, сегодня – один из острейших вопросов, который стоит перед Россией и перед Молдавией, не буду перечислять другие государства. И мы сегодня почему-то отдались национализму наших оппонентов. Если мы говорим о ком-то, что он националист или национал-патриот, или просто патриот, то мы употребляем этот термин как ругательный. Это значит, что он - антидемократ. Мне кажется, что в этом одна из наших основных ошибок. Наши оппоненты всегда не националисты и не патриоты. Они шовинисты. Я, быть может, недостаточно хорошо знаю английский язык, быть может, я не совсем точно понимаю значение слов "националист" и "национализм" на английском, но мне кажется, что в русском языке для большинства людей, говорящих по-русски, понятие "национализм" со знаком плюс – то же, что понятие "патриотизм". Патриотизм и национализм, по-моему, всегда строятся на любви к своему народу, к своей истории, к своему языку. А шовинизм строится на ненависти и отторжении, ненависти к соседям. Чужое - это плохо. Мне кажется, что Православная церковь всегда была националистичной, потому что она учила нас любить свой народ, свою историю. Вот были мы у отца Петра и церкви, и всех, кто там был, попрошу сказать, какой национальности святые, чьи иконы мы видим на стенах? Какой национальности Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский? Мы обращаемся к ним и просим молить Бога о нас, забывая их национальность.

В православии есть праздник, первый после Дня всех святых, который называется День всех святых земли Российской просиявших. Мы чествуем всех святых не по их национальному признаку. Ведь у святых Бориса, Глеба, Ольги, наверное, больше "корней скандинавских, чем славянских. Есть татары, чуваши - все, кто угодно. Я полагаю, что если бы сегодня мы, священнослужители богославной церкви, чаще учили бы свою паству любить свой народ, свою историю, свою культуру, свой язык, а не искать врагов, то злобы и ненависти в нашем обществе было бы меньше. Благодарю.

 

Г-н ВАЙС:

- Должен ли я ответить? Меня вдохновляет в Павле его озабоченность тем, как организовать христианское сообщество сейчас. Как нам уверовать в людей христианских? И так как люди живут здесь, то и присутствует, либо отсутствует Христос в сердцах людей, которые здесь живут. В тот момент, когда все Божий люди перестают действовать как единый организм, они разобщаются.

Бог избрал одного Христа, и всех, кто в нем, - не имеет значения какой нации, какой культуры, какого языка. Для Павла христианство - это вера и любовь. Вера во все то, что случилось в прошлом. Это исторический факт: Христос был распят, и Бог воскресил его из мертвых. То, что он был распят – это исторический факт, и то, что он воскрес, - тоже исторический факт. Вера - это есть принятие исторического факта, и мы должны в это верить. Новый мир был создан с воскрешением Христа. Таким образом, мы теперь присутствуем в этом своей верой. И я воспринимаю прошлое тоже как свое собственное. Это также и мои корни. Это деяние Бога присутствует в моем прошлом. Это то, что Бог создал, это мое прошлое и мое будущее также. Но я живу сейчас, в настоящем. Я не прихожу из прошлого через настоящее в будущее, я прихожу из прошлого под влиянием настоящего в будущее. И сейчас, в настоящем, я должен быть с любовью, с христианской любовью, которая означает только лишь действенность воскрешения моих надежд.

 

Г-н ДРУЦЭ:

- Еще раз возвращаемся к вопросу национализма. Завтра многие уедут, и я бы хотел, чтобы они сейчас выступили со своими краткими докладами.

 

 

 

 

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

Хостинг от uCoz