Ион ДРУЦЭ

АПОСТОЛ ПАВЕЛ И ОПАСНОСТЬ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ

 

Мир не раз оказывался разбитым вдребезги, однако перед тем как уйти в небытие, Провидение посылало Собирателя черепков, и все возвращалось на круги своя. И еще одна эпоха относительного покоя, и снова одни черепки. И опять из ниоткуда возникает Собиратель. Должно быть, частые повторения этого явления и породили знаменитое "время собирать и время разбрасывать камни".

Беда только в том, что разбрасывать легче, чем собирать. Разбрасывание - дело веселое, удалое, с налетом легкого безумия, в то время как Собирающему непременно нужна Голова. Не имея ничего святого за душой, собирание камней может легко обернуться новым видом их разбрасывания. А бросать уж некуда, мир и- так окутан каменной пылью. Под видом всевозможных улучшений сокрушено все, что только можно было сокрушить.

Тайна собирания камней, возможно, нами уже утеряна. Политические лидеры, приходящие к власти на волнах всевозможных крушений, прекрасно это осознают и, вступая в должность, заявляют, что все, прощай разбрасывание! Красивых речей было произнесено великое множество, а если трезво посмотреть на завершающийся век, то все эти сто лет мир только и делал что разрушался. Две мировые, множество гражданских войн, повсеместные бунты и революции. Правда, последние, полвека были относительно спокойными для большинства стран, однако гордиться особо нечем; существуют опасения, что именно в эти послевоенные годы в глубинах седой цивилизации вызревал процесс самоистребления, начинающий теперь подавать признаки жизни.

Что происходит с миром, что происходит с нами? Почему это мы просыпаемся христианами, а, прожив день, ложимся язычниками? Почему человека перестала вдруг волновать судьба ближнего, и что это за странная такая болезнь?

Еще. совсем недавно, в конце прошлого века, убийство петербургской старушки потрясло всю Европу, но после первой мировой войны и последовавших смут судьбы стариков уже никого не волновали. Жестокие репрессии тоталитарных режимов и море крови, пролитой во второй мировой войне, привели к тому, что явления насильственной смерти стали обычными, рутинными, почти что само собой разумеющимися. Даже геноцид человечество научилось воспринимать спокойно, не нарушая при этом процесс пищеварения. Все списывалось за счет дальности расстояний. Там, на Востоке, кошмар, но Восток - это же далеко. Там, в Камбодже, чистое безумие, но Камбоджа - очень далеко. Там, в Югославии... Там, в Африке... Странно, что продолжая считать себя христианами, мы никогда не говорим - у нас в Камбодже, у нас в Югославии, у нас в Африке...

В который раз встает вопрос - а что такое человек и каково его предназначение? Если мы творение рук Господних, и в каждом из нас частица Духа Его, и все мы в Отце пашем единая семья, единый живой организм, то чем объяснить, что когда одна часть этого организма повреждена, кровоточит, другое его части остаются в сравнительно спокойном состоянии?

Бесы все же победили. Человек обменял критерии добра и зла на кусок хлеба и крышу над головой. Целые дни по черепкам ходим, изображая из себя Собирателей, хотя убеждены в душе, что никто, никогда, ничего из этого мусора не склеит.

А ведь еще недавно "в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". С этим мы прожили последние две тысячи лет, но посмотрите, во что сегодня обернулось наше Слово? Что мы с ним натворили? По каким только судам не таскали, каким только пыткам не подвергали, какие только тернии не надевали на Голову? Воинственный Рим понимал, что Иудею не победить, пока не будет разрушен Храм, их главная святыня. Мы не стали дожидаться осады чужеземных легионов, мы сами разрушили свою святыню.

И настал день, когда, сев за свое любимое детище, роман из жизни апостола Павла, я вдруг обнаружил, что работа не идет. Слова захлебываются без воздуха, строчки лежат ничком, и ангел Господний шепчет на ухо - поздно, уж поздно...

Что же, нет так нет. Запереть рукопись в столе недолго, однако мы не вольны прощаться со своими святыми. Их тени покидают наши дома, когда сами сочтут это нужным. И вот я лежу по ночам и слежу за тем, как упорный рыжий тарсянин собирает черепок к черепку, черепок к черепку...

Конечно же, поначалу и Павел был разбрасывателем камней. Он не только присутствовал при казни первого христианского мученика Стефана, некоторые даже полагают, что и он бросил в него свой камень. Во всяком случае и после этой казни Павел продолжал терзать молодую церковь Христову, пока у Дамасских ворот не возник Спаситель, чтобы спросить с высоты Своего Вознесения: "Саул, Саул, что ты гонишь меня?.."

Переход от разбрасывания к сбору камней происходит мучительно трудно, иной для этого нужно появление самого Господа Бога. Он появился и преобразил человеческую судьбу, и вместе с ней судьбу всего мира. Ибо Павел стал не просто Собирателем, он стал выдающимся собирателем. Всю оставшуюся жизнь он провел в пути, на ногах, путешествуя от города к городу. Он находил одиноких, страждущих, прилеплял человека к человеку, судьбу к судьбе, веру к вере, и да будете впредь одним целым в Господе нашем Иисусе Христе.

Но вот еще один круг завершен, и мир опять лежит в черепках. Восторги по поводу прошедший научно-технических революций значительно поубавились, когда выяснилось, что в конечном счете они могут привести к полному истреблению жизни на планете. Но мотор запущен, остановить невозможно, Надломленный дух человеческий доживает свой век в унынии и одиночестве.

И все-таки… Отдать сотворенный Господом мир, это величайшее чудо нашего бытия, на волю случайных обстоятельств тоже невозможно. Чтобы хоть как-то сдвинуть эту проблему с мертвой точки, возникла идея собрать этой осенью в Кишиневе международный конгресс на тему: "Апостол Павел и опасность самоуничтожения". Жизнь есть величайший Божий дар, последняя наша святыня, и мы обязаны защищать ее, пока сами наделены и пользуемся этим даром. Между жизнью и смертью компромиссов нет и быть не может. Как говорили древние, ~Vivus est vivus, mortuum est mortuum.

"Московские новости", № 24,17-26.06.1994 г.

 

Вверх 

 

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

Хостинг от uCoz